«Недуг уныния тяжек зело»


large_ao01.jpgПрп. Амвросий Оптинский

Уныние преподобные оптинские старцы считали тяжелым недугом, который требует духовного врачевания.

Старец Амвросий отмечал: «От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает». Старец Варсонофий сравнивал уныние с чумой: «Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать».

Каждый больной жаждет выздоровления, так и каждый унывающий желает избавиться от этого гнятущего состояния души. Основным условием борьбы с унынием является собственное желание и воля. Самым действенным средством спасения от уныния оптинские старцы считали молитву, а также смиренное терпение искушений, удаление от празднословия и чтение святоотеческой литературы.

Ученик преподобного старца Льва Павел Тамбовцев как-то спросил старца:

– Как избавиться от угнетения духа уныния?

На что старец отвечал:

– Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение, будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Св. Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния. Свирепейшие волны страстей утихнут; на их месте возникнут: ясность мыслей, тишина помыслов, кротость духа, нелестный мир, которые приосенят тебя и водворятся в душе твоей. Если ты сохранишь непрерывное внимание и самонаблюдение, то уподобишься мудрым девам, и внидешь в чертог бессмертного Жениха. Жених грядет в полунощи! Блюди же, да не отягчишь сердце твое унынием. Даждь славу Господеви Богу твоему, прежде даже не смеркнется. Гряди во имя Господне путем самоотвержения, если желаешь истинно спастися. Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места. Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чем когда будет унывать! В таковом врагу оскудеша оружия в конец.

Как-то к старцу Анатолию (Зерцалову) обратилась его духовная дочь, подвизавшаяся в монастыре, с вопросом о том, как избавиться от мучительного уныния.

В ответном письме старец дал такой совет: «Вы просите меня, чтоб что-нибудь утешительного излить во облегчение от мучительного уныния. Не зная причин оного, трудно поправить, что сказать. Знаю только то, что лют сей и тяжек бес, и иноков и монахинь почти ежедневно борет, и ненависть влагает ко обители, и к игумении, и к старицам, и к сестрам, и ко всякому делу, и келейному рукоделию, и к чтению книг Священного Писания, и к келейному правильцу; и шепчет непрестанно, что если ты не перейдешь в другой монастырь, то суетен будет весь твой труд, и не получишь спасенья; потом советует, якобы ради душевной пользы, ходить часто в другие кельи и от скуки празднословить, или в своей келье напускает на бедных несытый сон, и проч. и проч. Итак, любезная матушка, всеми силами противься сему лютому дьяволу (унынию) молитвою смиренною, удалением от празднословия, чтением божественных книг и терпением во искушениях, и побежит от тебя. Всему говори почаще к унылой душе своей: “Вскую прискорбна еси, душе моя? и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, ибо Той Спаситель лица моего и Бог мой!”»

p1490613.jpg

В других письмах старец Анатолий советовал прибегать в молитвах к Царице Небесной: «Очень болезненно мне видеть Вас мучимых унынием, и, если б можно, взял бы оное от Вас себе, чтобы Вы, благодетельница моя, были покойны и веселы в духе. Но когда мы столь немощны и слабы, что ни дать себе чего, ни отбросить от себя чего тяготеющего не можем, то вкупе помолимся Матери Божией и попросим: “Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия рождшая Виновнаго, печаль греховную потребляющего, и мир (спокойствие) подающего всяк ум преимущий”»; «…дух уныния напал на Вас, и не дает покоя, о чем тоже сожалею я, ибо недуг этот тяжек зело. Посему должно обратиться Вам с молением теплым к Богородице, взывая к Ней из глубины души: “Радости мое сердце исполни Пресвятая Дево, и греховную печаль истреби от моея души!”»

Старец Варсонофий своим чадам рассказывал один поучительный случай о том, как побороть уныние.

«На днях приходит ко мне один скитянин-схимник.

– В уныние прихожу я, авва, так как не вижу в себе перемены к лучшему, а между тем ношу высокий ангельский образ. Ведь Господь строго взыщет с того, кто инок или схимник только по одежде. Но как измениться? Как умереть для греха? Чувствую свое полное бессилие…

– Произносите всегда Иисусову молитву, и все предоставьте воле Божией.

– Но какая же польза от этой молитвы, если в ней не участвуют ни ум, ни сердце?

– Громадная польза. Разумеется, эта молитва имеет множество подразделений: от простого произношения этой молитвы до молитвы творческой, но нам хотя бы на последней-то ступеньке быть и то спасительно. От произносящего эту молитву бегут все вражеские силы, и такой рано или поздно все-таки спасется.

– Воскрешен! – воскликнул схимник, больше не буду унывать.

И вот повторяю: произносите молитву хотя бы только устами, и Господь никогда не оставит нас. Для произнесения этой молитвы не требуется изучения каких-либо наук».

В краткой афористичной форме сформулировал способы борьбы с грехом уныния старец Анатолий (Зерцалов):

«Унынию и лености в плен себя не отдавать, но молитвою краткою: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную”, – оные отражать».



Источник: сайт Оптиной пустыни

132