Статьи

Учение преподобного Максима Исповедника о страстях. Некоторые аспекты вопроса

Петр Малков

В наследии преподобного Максима Исповедника страстное начало в человеке, с одной стороны, характеризуется как овладевающее нами и властвующее в нас начало греха. Такая страстность возникла в Адаме как следствие грехопадения и распространилась во всем человеческом роде путем страстного образа рождения. Как пишет преподобный Максим, «через преступление [Адама] вошел в естество человеческое грех, а через грех – страстность по рождению».

Учение каппадокийцев о единстве Святой Троицы. Спасский. А. А.

Спасский. А. А.

Арианство с его различными видоизменениями, волновавшее Церковь в продолжение IV века, выдвинуло новые еретические принципы в борьбе с церковным учением.

Сила имени. Епископ Диоклийский Каллист (Уэр)

Епископ Диоклийский Каллист (Уэр)

...Призывать Имя можно в любых обстоятельствах. Иисусова молитва доступна каждому, везде и во всякое время. Она подходит и «начинающим», и опытным; ее можно читать и вместе, и поодиночке; она уместна в пустыне и в городе, в тишине и покое, в неимоверном шуме и суете. Всегда ей найдется применение...

Жизнь святого Василий Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Архимандрит Порфирий (Попов)

Архимандрит Порфирий (Попов)
Святитель Василий Великий принадлежит к числу тех пастырей Церкви, которые пользовались уважением и любовью не только при жизни своей от своих современников, но и по кончине своей от всех, для кого дорога была святая вера и кто умел ценить истинное благочестие. 

Святой Василий Великий, его жизнь и проповеднические труды. Вадковский А. В.

Вадковский А. В.

  Между знаменитыми учениками Оригена, воспитавшимися на его многочисленных и славных творениях и усвоившими себе великую силу его духа и ума, Василий, за свою замечательную деятельность названный Великим, бесспорно, занимает первое место. Насколько замечателен был этот великий учитель Церкви и как велика была его слава и сильно влияние на современников, это ясно показывает нам его ближайший друг, св. Григорий Назианзин.

Отшельник — учитель народа XVI века

Николай Успенский
Пред концом XV века общежительные монастыри достигли цветущего состояния. Обширные вотчины и промыслы и значительные денежные средства обеспечивали содержание многочисленной братии. Мирские заботы проникли в самую среду иночества. Сама начальная братия, монастырские власти были завалены хлопотами по управлению разросшимся монастырским хозяйством. Древний дух отшельничества стал заметно меркнуть. Но воспоминания о трудах и “тесном житии” основателей монастырей и сподвижниках их, ярко сиявших из глубины времён святостью жизни, были ещё свежи среди многих иноков, и стремление к пустынножительству, поддерживаемое с каждым годом расширявшеюся письменностью аскетическою, увлекало немалое число из монашествующих. 

Артюшенко М. В. Воспоминания монахов Донского монастыря об Отечественной войне 1812 г.

Артюшенко М. В.

История Отечественной войны 1812 г. отражена в большом количестве исследований и в опубликованных документах[1]. Источники, относящиеся к этому периоду, в 1812–1816 гг. издавались в различных периодических изданиях[2]. Постепенно появляются все новые материалы, позволяющие осветить малоизвестные события военного времени. К их числу относятся воспоминания монахов московского Донского монастыря о пребывании в обители французов.

Студийский монастырь и древняя Русь

Архимандрит Августин (Никитин)

Влияние Византии на процесс христианизации Руси проявлялось во всех сферах жизни. По словам исследователя, “Древняя Русь <…> восприняла всю византийскую культуру как непосредственный источник и фундамент, на котором и стала воздвигать здание своей культуры”.

Размышления о служебной Минее

Александра Никифорова
Началом Минеи можно считать её зарождение в составе Тропология в VII–VIII вв. Естественно, что за свою долгую историю, в силу ошибок переписчиков и вследствие богослужебных реформ она претерпела значительные изменения в отношении состава и месяцеслова. 

Страницы: Пред. 1 2 3 След.
11