Наместник Успенского Жировичского монастыря о великой радости праздника Рождества Христова

08 января 2018
Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий
Наместник Успенского Жировичского монастыря о великой радости праздника Рождества Христова

Каждый церковный праздник — воспоминание о том, что имеет самое непосредственное отношение ко всем нам: к нашей жизни, истории и к нашему вечному спасению. Но Рождество Христово — праздник особенный. Радость его способна пробиться даже в самое закрытое сердце, согреть и оживить его. Ликуют все небесные силы, ликует душа каждого христианина, уверовавшего в Бога Спасителя. Об этом светлом празднике мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной Семинарии.

— Каждый праздник мы встречаем с воодушевлением и торжеством, Ваше Высокопреосвященство, но почему-то на Рождество Христово по-особенному радуется душа...

— Наверное, потому что праздник Рождества Христова — это утверждение закона любви на земле. Мы душой соприкасаемся с любовью Божией, которая безначальна и бесконечна. Ею все сотворено, и на любви Господней зиждется весь наш видимый мир.

Вот с какими вселяющими надежду словами обращается Господь к нашей душе: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе Мое благоволение» (Иер. 31:3). Значит, Господь пришел в мир для того, чтобы сердца людские ожили и открылись навстречу любви Божией, чтобы духовные очи помраченного человечества отверзлись.

— Однако современный мир, Владыко, так невнимателен ко гласу Божию! Не потому ли и становится он все более неустойчивым и ненадежным, а из жизни людей исчезает радость?

— Даже если у человека есть все, но нет Бога, нет веры, то он испытывает внутренние мучения. Без Бога мы пьем лишь горькую чашу. Только живя по вере, человек находит радость — настоящую, вечную.

Как страдает ребенок, находящийся вдали от матери, так страдает человек, удалившийся от Бога.

«Современным людям не хватает Благодати Божией, потому что, греша, они отбрасывают от себя и те крохи Благодати, которые имеют. А когда уходит Божественная Благодать, в человека яростно устремляются все бесы. В соответствии с тем, насколько люди отошли от Бога, они чувствуют огорчение в этой жизни. В жизни иной они будут переживать вечное огорчение. Насколько человек живет согласно воле Божией, настолько — еще в этой жизни — он в некоторой степени вкушает часть райской сладости», — пишет преподобный Паисий Афонский.

Благодать есть сила Божия, это нетварная Божественная энергия. Апостол Павел, завершая свои Послания, неизменно призывает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (1 Кор 1:3). Благодать же Божия, исцеляющая и укрепляющая нас, подается только по нашей личной вере. Молитва, по мнению святых подвижников, является источником благодати.

Как же много значит в нашей жизни молитва! Ученик преподобного Силуана Афонского архимандрит Софроний (Сахаров) объясняет нам: «Жизнь Самосущего Бога входит в нас по этому каналу. Молитва есть акт наивысшей мудрости, всепревосходящей красоты и достоинства. В молитве — святое упоение нашего духа. Но пути сего творчества сложны».

Особенно угодны Богу наши молитвы за ближних. В Патерике есть такой рассказ. Старец стоял у дверей церкви, смотрел на братий, входящих в нее. И вот он увидел одного монаха с темным, мрачным лицом — душа его была черна. Святой, заметив это, заплакал и начал молиться. Он стал просить: «Боже мой, посети эту душу, за которую Ты пролил Свою кровь непорочную на Кресте!». И когда тот монах выходил из храма, старец увидел, как душа его светится от благодати, пребывающей в нем...

«Для того, чтобы молитва была настоящей, нужно испытывать боль за людей», — говорит преподобный Паисий Святогорец. И вот старец, увидя брата помраченным от греха, со слезами и болью сердечной, помолился о нем, и тогда Господь внял молитве и покрыл монаха благодатью.

— Казалось бы, как можно быть неверующим, если такое множество свидетельств посылает нам Господь! Через столько веков, Высокопреосвященнейший Владыко, до нас дошли святыни, связанные с Рождеством Христовым, свидетельствуя даже самым убежденным атеистам об истинности этого исторического события.

— Да, время сохранило нам многое — например, плат Пресвятой Богородицы, в котором Она была в ночь Рождения Богомладенца Иисуса, Ее ризу и пелены, в которые Богородица и Иосиф Обручник завернули новорожденное Дитя.

Плат хранится во французском Шартре, а риза и пелены — в немецком Ахене.

Плат Богородицы сберегается в соборе города Шартр в специальной капелле. Пресвятая Богородица всю жизнь земную с любовью хранила все вещи, связанные с Рождением Ее Сына. И собор этот, кстати, был построен в XIII веке специально для того, чтобы достойно сохранять великую святыню.

Риза — это верхняя одежда, в которой Богородица совершала путешествие в Вифлеем. Пелены — первые пеленки, в которые завернули Богомладенца Христа. В городе Ахен для этих реликвий изготовили драгоценный ковчег — его можно увидеть в самом сердце кафедрального собора. Раз в семь лет святыни открывают для поклонения верующих со всего света. Подлинность реликвий в ХХ веке была установлена при помощи современных технологий.

Святыни в Ахене и плат Богородицы в Шартре как бы объединяют времена, сокращая пространство. Соприкасаясь с ними, каждый раз по-новому постигаешь вечную новизну этого никогда не стареющего Таинства — Рождения Богомладенца.

— На месте же самой Вифлеемской пещеры еще в IV веке был возведен храм. Довелось ли Вам, Ваше Высокопреосвященство, побывать в этом святом месте?

— Да, Господь сподобил меня поклониться Вифлеемским святыням в городе, где родился Христос. Уже в I веке здесь существовала христианская община. Члены ее сохранили предание, указывающее на место Рождества Спасителя.

Первая церковь была возведена по приказу святой равноапостольной царицы Елены, и сегодня это древнейший храм Святой земли. Современный вид базилики мало напоминает первоначальный, однако самое главное на протяжении веков осталось неизменным. Дело в том, что в крипте этого храма, под православным Алтарем, находится пещера Рождества Христова. У восточной стены крипты есть небольшая ниша. Там висят лампады, а на полу — серебряная звезда с четырнадцатью лучами. По преданию, именно это и есть место Рождества.

— Святое для каждого христианина место! И сколько бы грехов ни совершалось на земле, небесная радость в праздник Рождества Христова стучится в наши сердца и никак невозможно не впустить ее, не правда ли, Владыко?

— Истинно так. Как же не радоваться в такой чудесный праздник? Вспомним радостно-хвалебный Благовещенский акафист: «Ангел Предстатель послан бысть рещи Богородице радуйся, Еюже радость возсияет». Никакая скорбь ныне неуместна. Даже о грехах своих неблаговременно унывать.

Только вдумайтесь: радость-то какая! Пришел в мир Спаситель от грехов, а с Ним — прощение и примирение. Нужно ликовать, радоваться этому, уповать на Него, благодарить, славословить. Для покаяния же, как пишет в своем дневнике митрополит Вениамин (Федченков), будет другое время. Давайте вместе с Церковью переоблачимся в светлое.

В Рождаемом в Вифлееме — соединение Неба и Земли, Бога и Человека. И отныне мы не чужие, но свои Богу Отцу, евхаристически усыновленные Ему во Христе и со Христом.

«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10)», — обещает нам Господь. Но не все могут воспользоваться даром вечной жизни со Христом и во Христе, а только те, кто ответит согласием на Его призыв: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

В Рождественскую ночь во всех православных храмах проходят праздничные Богослужения. Церкви наполнятся молитвенным песнопением, дивным светом осветятся души — христиане приветствуют Родившегося Спасителя мира, Который своим явлением непостижимым образом соединил небесное и земное. Святой Младенец зажег неповторимую Вифлеемскую звезду, которая благодатно сияла в веках и сегодня наполняет наши души животворящим светом.

Да не придем же и мы в эти святые дни ко Христу с пустыми руками, а почтим Младенца усердием веры, надежды и любви как Бога, Царя и Человека.

Со светлым праздником Рождества Христова, дорогие мои!

Источник

4