На звоннице Свято-Покровского женского монастыря Витебской епархии

На звоннице Свято-Покровского женского монастыря Витебской епархии

Позади витая узкая лестница башни. И вот я в звоннице Свято-Покровского храма. Благоговейно прикасаюсь к открытой старинной кладке, которой минимум три века, любуюсь могучими деревянными перекрытиями. Лет им не меньше, чем этим старинным стенам. Но сухие и прочные балки, словно литье из стали, прочно удерживают на весу свою драгоценную ношу — церковные колокола.

Стал в уголок, прислушался. Странно, их перезвон не оглушал и не будил в душе дискомфорт. В глубине металла звуки только рождались, а силу и мощь набирали где-то вверху, под куполом башни.

Звонарь — инокиня Ольга — легко перебирала руками сложную сеть из шнуров, нажимала педали, извлекая из колоколов удивительно гармоничную мелодию, сопровождая ее молитвой.

Десять минут торжественно звучали они над городом, созывая людей в храм на службу. Кто хотел, тот пришел. Кто не смог, осенил себя крестным знамением и занялся дальше своими делами. А я с разрешения настоятельницы монастыря матушки Анфисы получил возможность обратиться к Ольге с несколькими вопросами.

— Долго осваивали науку звонаря, Ольга? Непривычно видеть в подобной роли женщину.

Та улыбнулась смущенно:

— На все в нашей жизни воля Божья. Помогал нам устанавливать и настраивать колокола известный музыкант и звонарь из Минска Игорь Крупеньков. Потом показал, как с ними работать. Пробовали все. По его мнению, лучше у меня получилось. Не скрою, была рада. С юности завораживал меня колокольный звон. Наслаждалась этими звуками. Мечтала, настанет день — поплывут они и над нашим городом.

— Колокола в городе иногда и раньше звонили. Помню по своему детству…

— Вот они, три ветерана, которым, наверное, столько же лет, сколько храму, — показала на балку Ольга.

Всмотрелся, действительно, самые большие колокола, с изъеденными временем боками, резко отличались от своих юных собратьев.

—Только этого, наверное, было мало, чтобы создать полную симфонию звуков,— пояснила монахиня, — сейчас их десять. У каждого свой неповторимый звук. На них я могу сыграть не менее десяти колокольных симфоний.

— Каких?

— Благовест, самый большой колокол, в перезвоне с другими своим басом известит прихожан о начале службы. Мягкие, затухающие тона малых колоколов вечером напомнят людям о конце дня, необходимости тихой молитвой поблагодарить Спасителя в храме или за столом в доме своем за хлеб наш насущный. Радостно, ликующе звучат они во время Крестного хода на Рождество или Пасху. Грустно, но с надеждой на воскрешение в Царстве Божьем, при отпевании усопшего… Каждому случаю — свой колокольный звон, своя духовная мелодия, которую люди знающие хорошо понимают.

Хочу подчеркнуть очень важный момент. Колокола, звучащие вместе с нашей молитвой, создают не только у верующих, но и у всех людей светлое, радостное настроение, заставляют задуматься о своей душе, будят потребность творить добрые дела и поступки, жить в гармонии с собственной совестью. Давно известны и защитные свойства этих волшебных звуков. Они защищают нас от проявления злых сил, эпидемий, болезней, оказывают лечебное воздействие на организм человека. Разве это не чудо?

Беседовал Михаил КОРОЛЕВ

Источник: газета «Наша Талачыншчына»

131