Милостью Божьей!.. На Лидчине зарождается монашеская жизнь

Инокиня Александра (Купаленко)

«К пустому колодцу за водой не ходят...» – подтверждение слов Патриарха Московского и всея Руси Кирилла можно увидеть в любой воскресный день в любом переполненном лидском храме. Лидчане приходят семьями, молодые, пожилые… Ищут Бога и самих себя. Можно констатировать и то, как оживилась духовная жизнь лидчан, особенно, с появлением у нас своей епархии и своего епископа. У нас проходят фестивали, выставки, чтения, принесения святынь… духовных гостей со святой горы Афон, принесение копии чудотворной иконы Божьей Матери Жировичской, крестный ход и участие в праздновании иконы Божьей Матери Сукневичской.

Есть и еще она хорошая новость – на лидской земле зарождается монашество: у нас будут строить монастырь! Монашествующих уже можно увидеть на службе в Свято-Михайловском соборе. Их можно даже услышать! По воскресеньям со звонницы у кафедрального собора разливается удивительной красоты колокольный звон. Сегодня гостьей редакции «Лідскай газеты» стала инокиня Александра, та самая монахиня, которую видят лидчане на службе в Свято-Михайловском соборе и которую слышат, тот самый звонарь – от Бога. Матушка Александра согласилась рассказать читателям газеты о первых ростках монашеской жизни на Лидчине и о том, каким, в честь кого и когда будет наш лидский монастырь.

– Матушка Александра, ваш удивительный колокольный звон я сама слышала и много раз... Однажды стала свидетельницей, как после окончания богослужения прихожане выходили из Церкви, но не уходили. Замерев, слушали. Я даже записала звон на диктофон. Скажите, в чем секрет: в особом мастерстве, в обучении, даре, а может быть, в молитве, с которой звон совершается?

– Спасибо за ваши добрые слова. Колокольный звон является важной частью богослужения. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм. В колокола звонят в моменты важнейших мест богослужения, таких, например, как чтение Евангелия. В великие церковные праздники и воскресные дни звон выражает духовную радость верующих о том торжестве, которое празднует Церковь. Перед началом звона звонарь читает небольшую молитву, испрашивая у Бога благословения. У каждого звонаря обычно есть свой характерный звон, это своего рода творчество, самовыражение. Мне близок ритмический насыщенный звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. Может быть, поэтому он и получается таким «нарядным» и праздничным. Но дело не только в этом. Должна сказать, что лидчане очень добры и отзывчивы. Они благодарные слушатели и ценители колокольного звона. 

В свое время мне приходилось звонить в храмах разных городов, и, могу сказать, что такое не везде встретишь. Колокольня при Свято-Михайловском соборе находится на одной из центральных улиц, по которой движется много людей. Во время звона, проходя мимо, лидчане останавливаются, с интересом смотрят и слушают. Когда видишь, что твое дело находит отзвук в сердцах людей, это вдохновляет. Я с удовольствием звоню в колокола для лидчан. Колокольный звон для меня – это еще и проповедь о Христе. Я убеждена, я так чувствую и этим живу, что мы, христиане, счастливые люди. Есть такое выражение: от избытка сердца говорят уста. К этому можно добавить: и звонят колокола.

1.JPG

– Монашество для Лидчины пока новое явление. Хотя многие лидчане активно посещают монастыри: к примеру, ближайшие к нам, Свято-Успенский Жировичский и Свято-Елисеевский Лавришевский, а также известные монастыри России. Расскажите немного о себе. Каким был ваш путь в монашество?

– С детства все каникулы я проводила в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре, с большим удовольствием туда ездила. Когда достигла совершеннолетия, стало понятно, что все мои идеалы, интересы и стремления лежат в плоскости именно монастырской жизни. Вне этого я ощущала себя в «безвоздушном» пространстве. Это та сфера, та область жизни, в которую я, как мне кажется, довольно гармонично вписываюсь, и которая наполняет мое бытие смыслом и содержанием до самого края. Центром этой жизни является Христос. Я в этом была убеждена как тогда, так и теперь. Тогда я как-то вдруг осознала, что целиком и полностью могу позволить себе немыслимую для многих роскошь – всю свою жизнь посвятить Богу. Глупо находиться в поиске, если ты уже нашел то, что искал. У меня было большое желание получить богословское образование. Будучи уже монастырским человеком, Церковью я была направлена для обучения в Афины, где очно окончила богословский факультет Афинского государственного университета, также заочно обучалась на юридическом факультете Московского университета имени С.Ю. Витте, который благополучно окончила. Убеждена, что присутствие в Церкви образованных людей очень важно.

Вообще, это прекрасно, что современный мир, несмотря на свои местами весьма сомнительные «ценности», оставляет за человеком право оставить все и пойти за Христом, что организовываются новые монастыри, возрождаются разрушенные. А ведь еще относительно недавно молодому человеку, который желал монашества, было очень непросто, даже невозможно поступить в монастырь.

2.JPG

– Хотелось бы из первых уст узнать, что же такое настоящее монашество? В чем его суть? Не сомневаюсь, что кто-то из лидчан найдет в нем свой путь.

– Монах – это человек, всем своим существом взыскующий Бога. Монашество – это поиск непрерывного богообщения. Помните, какие слова вложил Федор Достоевский в уста Алеши Карамазова: «Не могу я отдать вместо “всего” два рубля, а вместо “иди за мной" ходить лишь к обедне”? То есть, Алеша Карамазов говорит о евангельском призыве Христа, о том, как душа отзывается на этот призыв «отдать все» и последовать за Христом. Достоевский сумел удивительно емко и ясно выразить внутренний мир человека, пожелавшего послужить Богу в монашеском чине. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к Евангельскому идеалу, устремленность к святости, отказ от всего, что удерживает душу в мирских пристрастиях и препятствует богообщению. Однако важно помнить: чтобы стать монахом, необходимо иметь призвание к этому образу жизни. Монашество по природе своей есть жизнь необычная, к которой призваны немногие, это жизнь, всецело и без остатка отдаваемая Богу.

– Прихожане Свято-Михайловского кафедрального собора уже заметили объявление о готовящемся строительстве монастыря. Действительно ли на нашей земле будет построен монастырь?

– Да, мы верим в то, что с Божией помощью и содействием всех неравнодушных людей на Лидчине появится монастырь, как место непрестанной устремленности к Богу тех, кто будет подвизаться в иноческом чине и возносить свои молитвы о прекрасной лидской земле и ее жителях, нести радость о Христе всем, кто будет туда приезжать.

– С чем связана такая инициатива, кому она принадлежит?

– Инициатива принадлежит епископу Лидскому и Сморгонскому Порфирию. Полагаю, что будучи правящим архиереем, владыка Порфирий считает важным содействовать тому, чтобы в его епархии появилась монашеская обитель, как место молитвы людей, всецело посвятивших себя Богу.

– Матушка, вы переведены в Лиду, чтобы заниматься подготовкой монашеской жизни. На каком этапе сейчас процесс?

– До переезда в Лиду для организации женского монастыря я являлась насельницей Полоцкой Спасо-Евфросиниевской женской обители. Организация монастыря – это довольно сложный и не быстрый процесс, который имеет свои стадии. Мы вступили на этот путь. Вначале формируется монашеская община. То есть, конкретные люди после определенного испытательного срока принимают решение посвятить свою жизнь Богу на этом месте. Они живут вместе, следуя правилам устава монастырской жизни. На формирование монашеской общины может уходить от трех до семи лет. Только после того, как сложилась жизнеспособная монашеская община, может идти речь о получении статуса монастыря. Статус монастыря предоставляется монашеской общине священноначалием нашей Церкви. В переходный период на начальной стадии до получения статуса монастыря монашеская община может, например, иметь форму сестричества или скита. В нашем случае это общежительный скит, то есть, наша маленькая монашеская община сейчас именуется скитом в честь преподобного Паисия Святогорца. Общежительный скит по своему внутреннему укладу подобен общежительному монастырю с общей молитвой, общей трапезой, общими трудами и имуществом. Такой скит отличается от монастыря немногочисленностью сестер, удаленностью расположения и более строгим уставом внутренней и молитвенной жизни. Скит не имеет статуса юридического лица и является структурным подразделением Лидской епархии Белорусской Православной Церкви. Проживаем мы в деревне Ольжево (Тарновский сельсовет), в очень красивом живописном месте, участок для скита был приобретен Лидской епархией. Наша богослужебная жизнь по воскресным и праздничным дням на этом этапе сконцентрирована при Свято-Михайловском кафедральном соборе города Лида.

3.JPG

– Вы также являетесь насельницей этого скита? Есть ли уже при нем будущие монахини?

– Я переведена из Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря по благословению священноначалия с тем, чтобы возглавить организацию монастыря, если Богу будет угодно. Сейчас я являюсь старшей сестрой скита, на которую возложена ответственность и все труды по организации будущего монастыря. Что касается потенциальных насельниц, то есть несколько человек, которые присматриваются к монашеской жизни, приезжают пожить, помочь. Возможно, кто-то из них по прошествии определенного срока изъявит желание послужить Богу в монашеском чине на лидской земле. Это очень серьезный шаг и обязательно должен быть длительный испытательный срок, чтобы человек имел возможность хорошо взвесить и понять, имеет ли он призвание к монашеской жизни.

– Матушка, расскажите, какому святому посвящен ваш скит?

– Наш скит посвящен преподобному Паисию Святогорцу. Преподобный Паисий (родился в 1924 году в Каппадокии (Малая Азия) вел монашескую жизнь и подвизался на Святой Горе Афон. Из всех духовных дарований преподобного Паисия наибольшее впечатление на людей, которым довелось встретиться с ним при его жизни, производила любовь, любовь без границ с абсолютным самопожертвованием. Простой монах, получивший лишь элементарное образование в начальной школе, был щедро облагодатствован Божьей мудростью и поистине отдавал себя ближним. Для нас он пример для подражания и источник вдохновения.

Уникальность личности старца Паисия еще и в том, что он проповедовал и духовно помогал людям. Его мудрые поучения и наставления были адресованы в первую очередь его соотечественникам – греческому народу. Однако впоследствии они оказались очень созвучны нуждам и потребностям людей самых разных национальностей. Литературное наследие преподобного Паисия Святогорца с особой теплотой отозвалось в сердцах славян. Сам старец еще при жизни дал простое объяснение этому феномену: «Все мы – одна большая семья и братья между собою, потому что все люди – это дети Бога». В Русской Православной Церкви преподобный Паисий Святогорец является одним из самых известных афонских старцев. На русском языке вышло шесть томов «Слов» преподобного Паисия. «Слова» – это размышления святого обо всем, что может волновать современного человека на его духовном пути. Каждый в них может найти ответы на многие вопросы. Всем, интересующимся духовной жизнью, читателям вашей газеты, не могу не порекомендовать к чтению эти весьма содержательные книги.

4.JPG

– Если кто-то из лидчан пожелает помочь вам, монашеской общине и будущему монастырю, как он может это сделать?

– Как я уже сказала, наша богослужебная жизнь на этом этапе в праздничные и воскресные дни сконцентрирована при Свято-Михайловском кафедральном соборе. Там всегда можно меня найти и оговорить, какую помощь вы можете оказать нашему скиту. Также для всех, кто интересуется колокольным звоном, хочу сказать, что послушать его можно накануне воскресных дней (в 16.45), в сам воскресный день (в 8.55) и также в дни больших церковных праздников в это же время. Колокольным звоном в эти дни начинается вечернее богослужение и Божественная Литургия. Хотела бы обратить внимание читателей на то, что по церковной традиции во всю неделю после Пасхи, так называемую Светлую седмицу, по церковному уставу разрешается колокольный звон и в течение дня для всех, кто пожелает позвонить. На будущее: в предпасхальные дни следите за объявлениями Свято-Михайловского собора, которые вывешиваются при входе в храм. Будет отдельное объявление, где мы укажем часы, в которые желающие смогут подняться на колокольню и под присмотром звонаря попробовать позвонить. Всех приглашаем, будем рады приобщить вас к колокольному звону.

Добавлю, что с нового учебного года в воскресной школе при Свято-Михайловском соборе планируется набор группы желающих для изучения греческого языка, курс, который я буду вести. Хотелось бы также поучить деток колокольному звону. О наборе в эти группы будут сделаны отдельные объявления.

Источник: Лидская газета

149