Интервью с наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископом Гурием о встрече Патриарха Кирилла с Папой Франциском

Интервью с наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископом Гурием о встрече Патриарха Кирилла с Папой Франциском

2 и 3 февраля 2016 года в Москве проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На нем в числе прочих был рассмотрен вопрос участия РПЦ в грядущем Всеправославном Соборе в Греции. Но главным событием для Церкви стала встреча Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском, которая состоялась 12 февраля на Кубе. Об этом историческом, эпохальном событии мы беседуем с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.


— Ваше Высокопреосвященство, это была действительно беспрецедентная встреча. Вероятно, такое решение одобрил нынешний Архиерейский Собор?

— На Архиерейском Соборе о встрече Патриарха с Папой не упоминалось и вопрос этот не обсуждался. Нужно отметить, что до этого никто из Предстоятелей Русской Православной Церкви никогда не встречался с Папой Римским. Хотя такие переговоры планировались давно.

На Архиерейском же соборе обсуждались вопросы подготовки к Всеправославному Собору, решение о проведении которого было принято на прошедшем в Стамбуле в марте прошлого года Собрании Предстоятелей.

— Помнится, в 1990-е годы ожидались переговоры Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II в Австрии, однако они не состоялись. Почему?

— Не по всем вопросам удалось достичь согласия. Прежде всего это ситуация с греко-католиками на Украине, которая в 1990-е годы особенно обострилась, и прозелитизм католических миссионеров на канонической территории Московского Патриархата.

Как вы помните, тогда забирали храмы, были погибшие. Разгром униатами трех епархий Московского Патриархата в Западной Украине на рубеже 1980—1990-х годов, перенос центра Украинской греко-католической церкви из Львова в Киев и ее настойчивое желание присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников — все эти факторы лишь усугубили проблему.

Однако нужно заметить, что Священноначалие Русской Православной Церкви никогда не отвергало саму возможность такой встречи, если бы сложились необходимые условия для ее проведения.

— Но ведь, Ваше Высокопреосвященство, проблема унии и к настоящему времени не снята…

— Проблема остается, и она препятствует нормализации отношений между двумя Церквами.

Но вместе с тем ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и некоторых других регионах, где происходит настоящий геноцид христианского населения, а также распространение гомосексуализма и однополые браки — все это подталкивает к диалогу.

— И тем не менее далеко не все позитивно восприняли этот диалог. Например, доцент МГИМО Ольга Четверикова на своей странице ВКонтакте даже назвала Патриарха Кирилла «еретиком» после этого.

А на Ваш взгляд, Владыко, чем опасна встреча Патриарха и Папы и можно ли ее назвать экуменической?

— Экуменизм как сотрудничество христианских конфессий в проповеди Евангелия и борьбе с язычеством, в области решения обычных человеческих проблем можно только приветствовать.

Экуменизм же как вероотступничество, предполагающий равноправие всех религий и замену святоотеческого Христианства, исполненного живой веры в Господа, различными либеральными верованиями с множеством еретических заблуждений, безусловно, неприемлем.

Так вот, вероотступничества в самой встрече Патриарха и Папы нет. Не было, к счастью, их совместного сослужения или совершения каких-либо совместных церковных обрядов, не поднимались вопросы о пересмотре канонов или вероучительных истин Православия.

Но сегодня, наблюдая печальные плоды глобализации, нравственный упадок (и прежде всего на Западе), извращение самих принципов христианской морали, порожденных либеральной западноевропейской цивилизацией, важно обсуждать проблемы, искать пути их преодоления. Нужно объединять усилия, пока, все больше духовно деградируя, человек не перестал быть человеком.

— И все же многие считают, что встреча Патриарха с Папой ознаменовала качественно новый виток в развитии межхристианских отношений и чревата окатоличиванием православных.

— Давайте не будем делать поспешных выводов. Общение друг с другом, поиск точек соприкосновения и любовь к людям — это как раз то, чему учит нас Евангелие, и не стоит путать церковные каноны с человеческими взаимоотношениями.

Сегодня общение двух Церквей может стать мостом между нашими народами и Западом, что исключительно важно на фоне все возрастающего противостояния.

Конечно же, если эта встреча впоследствии приведет к совместным Богослужениям и нарушениям церковных правил и установлений, то в такой «церкви» ни служить, ни молиться будет нельзя. Ведь что касается отношения Православной Церкви с остальным христианским миром, то здесь только один путь ведет к единству — это путь возвращения отпавших от Истины через покаяние в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Кстати, приведу для примера случай из Патерика, одну из историй святого Макария Великого — известнейшего подвижника, стоявшего у истоков христианского монашества. По-моему, сегодня она актуальна.

Однажды ученик аввы Макария встретил жреца, несшего вязанку дров, и поздоровался с ним так: «Эй ты, демон, куда ты бежишь?».

Оскорбленный язычник избил грубого монаха до полусмерти и пошел по своим делам. Вскоре он встретил святого Макария, который доброжелательно обратился к нему: «Привет тебе, привет, трудолюбец».

Удивленный язычник поинтересовался, чем же он заслужил подобное приветствие. Ответ аввы был краток: «Я увидел тебя утруждающимся, но ты не знаешь, что ты утруждал себя впустую».

Пораженный жрец обнял святого и попросил сделать его монахом…

Неисповедимы пути Господни, поэтому не будем делать выводы раньше времени.

— В июле, Ваше Высокопреосвященство, исполнится 962 года, как христианство разделилось на Православную и Римо-Католическую Церковь. Почему же произошел этот раскол?

— Расколом христианства на Западную и Восточную Церкви принято считать Великую схизму 1054 года — церковный раскол, после которого произошло окончательное разделение на Католическую Церковь с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе. Обусловлено это было появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной и восточной традициями.

Из всех вероучительных принципов католицизма наибольшие споры вызывал и продолжает вызывать догмат о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры, принятый на Первом Ватиканском соборе в 1870 году, и догмат об исхождении Духа Святого от Отца и от Сына.

Есть и много других различий. Например, православные отрицают существование чистилища, в котором душа человека проводит какое-то время, очищается и попадает в Рай. Православие не признает также существования «сокровищницы сверхдолжных заслуг» — благих дел, накопленных святыми людьми, которыми может распоряжаться Церковь (например, выпуская индульгенции).

Существуют и обрядовые отличия.

— Хочу вернуться, Владыко, к теме Всепровославного Собора, который пройдет летом в Греции. Уже раздаются голоса, что это будет «Восьмой Вселенский Собор» — «еретический» собор, на котором заключат унию с католиками, отменят посты, введут второбрачие духовенства…

— Да, приходится слышать подобные опасения. В действительности же такие вопросы, как отмена или ослабление постов, упразднение монашества, второбрачие духовенства, женатый епископат, переход всех Поместных Церквей на новоюлианский календарь, объединение православных с другими христианскими сообществами, не стоят в повестке дня Всеправославного Собора. В этом легко можно убедиться, обратившись к тексту проектов соборных определений.

В проекте документа Всеправославного Собора говорится, что ни о каком объединении Православной Церкви с инославными речь не идет. Собор не планирует рассматривать и догматические вопросы — речь идет о вопросах канонических.

На нем будет обсуждаться диптих — список Православных Церквей в порядке их старшинства, вопросы юрисдикционного устроения православной диаспоры. Это давно наболевшая проблема, которая вызывает споры между Православными Церквами.

Кроме того, нужно отметить, что условием принятия того или иного решения является единодушное согласие всех Поместных Церквей.

Объединение Поместных Церквей, устранение острых разногласий, наше единство и сплоченность будут только способствовать укреплению веры и, как следствие, мира на земле. Дай Бог, чтобы так и случилось.

Об этом и нужно нам всем усердно молиться.

— Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.


С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок 

Источник: Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь

134