Епископ Могилевский и Мстиславский Софроний: открывая монастыри, мне представилась возможность отметить важные события из жизни Божией Матери: Ее Рождение, Благовещение и Успение

16 апреля 2016
Епископ Могилевский и Мстиславский Софроний: открывая монастыри, мне представилась возможность отметить важные события из жизни Божией Матери: Ее Рождение, Благовещение и Успение

Председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата, епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, 9, 10 апреля посетил монастыри Могилевской епархии . Владыку Порфирия радушно принял епископ Могилевский и Мстиславский Софроний и в процессе общения ответил на некоторые вопросы относительно монашеской жизни.

– Владыка Софроний, вы имеете опыт жизни в монастыре, по Вашей инициативе и при Вашем активном участии было открыто несколько монастырей: Ляденский Благовещенский мужской монастырь, Рождество-Богородичный женский монастырь г. Бреста, Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь. При открытии монастыря, что самое главное, на Ваш взгляд? На что нужно обращать особое внимание?

– Да, действительно это какое-то благодатное совпадение. Открытием этих монастырей мне представилась возможность отметить важные моменты из жизни Божией Матери: Ее Рождение, Благовещение и Успение.

Что же касается открытия новых монастырей, то мне кажется, что необходимо открывать монастыри там, где они исторически существовали, так как там сохраняется намоленое место. После перестроечного периода, когда стали открываться многие храмы, стали открываться и монастыри. По-видимому многие архиереи, желая иметь в совей епархии один или несколько монастырей, открывали монастыри, не имея опытных руководителей и духовников, и это сказывается на дальнейшей духовной жизни монастыря

– Владыка, Как Вы выстраиваете отношения с монастырями своей епархии?

– Свято-Никольский женский монастырь я стараюсь посещать один раз в неделю, обычно в понедельник вечером, я приезжаю и присутствую с сестрами на вечернем правиле, затем проводится небольшая духовная беседа, а утром молюсь с ними вместе на утреннем правиле и на литургии.

– Что же касается мужского монастыря, то там бываю реже, так как расстояние до монастыря 120 километров. Но, тем не менее, в зимний период бываю ежемесячно, а летом чаще, так же присутствую на вечернем и утреннем богослужении, контролирую все работы, которые ведутся по реставрации монастыря.

– Матушка Евфросиния была поставлена игуменьей Свято-Никольского женского монастыря когда Вы уже были на Могилевской кафедре, скажите, как происходило ее назначение?

– Когда скончалась покойная игуменья Евгения и появилась необходимость избрания и назначения новой игуменьи, то я провел беседу отдельно с каждой насельницей монастыря и выслушал их мнение – кого бы они желали видеть на должности новой игуменьи. Поскольку предпочтение было отдано монахине Евфросинии, то она и была назначена игуменьей.

– Есть ли разница между мужским и женским монашеством, какие-то свои особенности в вопросах духовного окормления?

– Поскольку обеты монашества для мужчин и женщин одинаковы, то и духовное окормление мало чем отличается. Но так как у женщин несколько другая психология, они более чувствительны к жалостям и обидам, то духовник должен находить особый подход к своей подопечной.

– Чего ждут от монахов современные люди?

– Еще в сове время свт. Григорий Нисский говорил, что худая монашеская жизнь, она выше мирской. Конечно же, люди хотят видеть у монахов пример христианской жизни. Не случайно прп. Иоанн Лествичник сказал: « Свет для монахов – ангелы, а свет для мирских людей – монашеское житие». Труден подвиг иночества, непросто отречься от собственной воли и заменить многолетние греховные привычки на строгое монашеское послушание, на постоянное понуждение к трудам и молитве. Велик и спасителен был и есть монашеский подвиг для тех, кто его избрал и достойно несет в своей жизни. Свт. Федор Едесский об этом говорит так: «Красно поистине и добро житие монашеское; красно поистине и добро, если оно бывает сообразно с теми правилами и законами, которые положили начальники основатели оного Святым Духом наученные».

– При приеме в монастырь на что нужно обращать внимание? Насколько долгим должен быть период послушнического искуса?

– В наше время люди часто идут в монастырь от безысходности, от того, что им некуда деться. Поэтому при приеме в монастырь необходимо узнать автобиографию. Конечно, сразу трудно узнать с какими намерениями идет человек в монастырь. Поэтому в монастыре определен период послушания, где кандидат в монашество испытывает себя и руководство монастыря определяет готовность его к монашескому постригу. Я считаю, что время испытания кандидата в монашество должен определяться трехлетним периодом времени, как это было открыто прп. Антонию от ангела.

Интервью подготовлено редакцией сайта Монастырский хронограф.by

42