Свобода и ответственность в послании святого апостола Павла к Галатам

22 декабря 2018
Епископ Бобруйский и Быховский Серафим
 Свобода и ответственность  в послании святого апостола Павла к Галатам

Слово Епископа Бобруйского и Быховского Серафима на монашеской секции IV Белорусских Рождественских чтений на тему «Подлинная свобода и ответственность» 21 декабря 2018 года в Свято-Елисаветинском женском монастыре.

Чувствительность к теме свободы, которая существует сегодня в мире, имеет свои корни в христианском вероучении. Совершенно очевидно, что проповедь Евангелия Христова обострила стремление человека к свободе.

Правда, часто человек думает, что быть свободным – значит иметь возможность безмерно и безгранично удовлетворять все свои желания. Посмотрим, что говорит об этом святой апостол Павел в своем послании к Галатам. Это апостольское послание выдающийся православный библеист Николай Никанорович Глубоковский назвал Благовестием христианской свободы.

Это очень эмоциональное послание. Апостол Павел основал церковь в Галатии, проповедовал христианскую веру, освобождение от уз Закона Моисеева. Но вскоре пришли некие новые проповедники и смутили юных галатийских христиан. Апостол Павел возмущается, удивляется, просит, призывает, задает вопросы, сам на них отвечает и даже ругается. Он называет галатов безумными, глупыми (наши переводчики, конечно, целомудренно перевели это как «несмысленные»).

Слова апостола, сказанные о свободе, естественно, были написаны в определенном историческом контексте и по конкретному поводу. Вместе с тем они свежи и актуальны сегодня. «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу… Братья! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 5:13; 6:1–2)».

Что же подразумевается у апостола Павла под понятием «свобода»? Означает ли она освобождение от любого рода ограничений? Самого апостола Павла критиковали за то, что он, якобы, учил этому. Поэтому, заявив, что мы призваны к свободе, он немедленно дает ей определение.

Христианская свобода – это не свобода от самоконтроля, она не должна быть «поводом к угождению плоти». «Плоть» (σάρξ) на языке апостола Павла – это не человеческое тело, а наше искаженное грехом человеческое естество, унаследованное нами. Мы не должны использовать свободу для угождения этой «плоти», в качестве, как говорит апостол, «повода». Греческое слово, переведенное здесь как «повод» (άφορμή) употреблялось как военный термин для обозначения площадки, откуда готовится нападение, удобную, выгодную позицию, возможность. Следовательно, апостол хочет сказать, что нашу христианскую свободу нельзя использовать как повод для потакания собственным страстям. Подчинение желаниям своей греховной природы – «плоти» – это не свобода, а худшая форма рабства. Не зря Господь Иисус Христос говорил иудеям: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34).

Христианская свобода иная. Христиане не используют свободу для угождения своей плоти. Напротив, по яркому образу апостола Павла, они «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24), т.е. полностью отвергли всякие притязания плоти.

Христианская свобода – это не свобода игнорировать людей, пренебрегать ими или притеснять их, или, как говорит сам Павел «угрызать и съедать» (Гал. 5:15) друг друга. Напротив, это свобода любить друг друга и служить друг другу. Апостол Павел, даже используя глагол «δουλεύετε», призывает нас быть через любовь рабами друг друга.

Огромное значение имеет сегодня послание апостола Павла к Галатам. Оно провозглашает, что жизнь во Христе – это свобода. Мы были в рабстве, под «клятвой Закона» (Гал. 3:13), но Христос освободил нас. Мы были рабами греха, но теперь мы – дети Божии, призванные жить духом. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». (Гал. 5:23).

5