Приветственное слово митрополита Минского и Заславского Вениамина к участникам заседания монашеской секции VII Белорусских Рождественских чтений

DSC00864.jpg

Приветственное слово Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, к участникам заседания Монашеской секции «Аз Есмь путь, истина и жизнь (Ин. 14:6): о непреходящей ценности Евангелия и жизни во Христе» Седьмых Белорусских Рождественских чтений 2 декабря 2021 года.


Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!


Рад приветствовать всех участников Монашеской секции Седьмых Белорусских Рождественских чтений: находящихся здесь в зале и присоединившихся к нашему заседанию в онлайн-формате!

26 ноября в Минске начал работу наш ежегодный церковно-общественный форум – Рождественские чтения. Уже стало доброй традицией в рамках Чтений одну из секций посвящать теме монашества. Глубоко убежден в пользе таких мероприятий: нынешний мир особенно непрост, в нем все более остро звучат вопросы духовной жизни, в том числе – связанные с монашеским деланием. Поэтому мы рады возможности сегодня снова быть вместе и обмениваться опытом.

Тема нашей встречи посвящена непреходящей ценности Евангелия и жизни во Христе. Для монашеского мира эта тема особенно близка, поскольку его смыслообразующим центром является Евангелие и Христос.

Евангелие Господа нашего Иисуса Христа – это благовестие истины о даровании человечеству во Христе новой жизни – вечной и блаженной, взамен ветхой – сопряженной с грехом, страстями и тлением. Необходимым условием единения верующего со Христом и приобщения к этой новой жизни является его смерть как ветхого человека через покаяние.

Путь всякого верующего человека – это Евангельский путь умирания для прежней ветхой жизни через покаяние и возрождение во Христе. У монахов он сопряжен с исключительными усилиями, предпринимаемыми в этом направлении и выраженными в монашеских обетах и в особой форме жизни.

Евангелие неоднократно свидетельствует о том, что путь покаяния и возрождения души во Христе требует, чтобы все остальное, мирское, стало вторичным, менее значимым и привлекательным: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною», – говорит Христос богатому юноше (Мф. 19:21). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу ради Меня, тот обретет ее», – говорит Христос Своим ученикам (Мф. 16:24-25). «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10:37).

В этих фразах Спасителя – Евангельское обоснование монашества. Именно эти слова, воспринимаемые в максимально буквальном понимании, осмысливают и вдохновляют монашеский путь.

Такой подход к духовной жизни всегда присутствовал в Церкви. Уже в первые века христианства было широко распространено явление, когда многие верующие, стремясь к достижению духовного совершенства, добровольно отказывались от имущества, раздавая все бедным, принимали обет девства и проводили жизнь в непрестанной молитве, трудах, посте и воздержании.

Обычай такой христианской жизни оформился в отдельный институт монашества к IV веку, когда прекратились гонения на христиан и время древних мучеников. Примечательно, что монашеский путь часто воспринимается продолжением пути мученичества, присутствовавшего в древней Церкви. «Монашество есть подвиг вышеестественный, – пишет свт. Игнатий Брянчанинов, – оно есть то же мученичество в сущности своей».

Возродитель монашества в ХХ веке в Греции старец архимандрит Емилиан (Вафидис) в этом смысле пишет: «Об одном неизменном свойстве монашества мне бы хотелось сказать сразу, свойстве, которое пробуждает все существо человека, посвятившего себя монашеству. Я имею в виду сознание мученика, желание пострадать, претерпеть, принести себя в жертву, даже умереть из любви к Богу и тем самым проявить сокровенные устремления своей души к Богу».

Таким образом, совершенного покаяния монах достигает посредством постоянной аскезы, бдения, поста, молитвы, отсечением собственной воли и беспрекословного послушания по отношению к старцу. «Монах есть всегдашнее понуждение естества», - свидетельствует прп. Иоанн Лествичник. Тем самым монах заставляет себя отречься от своих эгоистичных стремлений и полюбить волю Божью. «Ведь передо мной, как монахом, – пишет прп. Паисий Святогорец, – стоит следующая задача: вытравить свой частный человеческий дух, привести в порядок… себя самого, чтобы стать человеком духовным, потому что в противном случае моя монашеская жизнь не имеет смысла».

В этом плане монашество по своему замыслу – своеобразный путь к совершенству подражанием образу жизни Христа. Не случайно в день памяти преподобных – подвижников, сохранивших в своей жизни идеал монашества – за богослужением читается Евангельский текст о подражании Христу: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29-30).

В муках покаяния постепенно рождается обновленный человек. В этом делании монах, живущий в чистоте по примеру Христа, преодолевает не только то, что противоречит естеству – грехи и страсти, но и то, что согласно с ним, и, достигнув сверхъестественного, входит в необычайное ангельское состояние, о котором говорил Господь: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30).

О великом Божественном утешении, которое во Христе получают монахи в ответ на отрешение от мирской жизни и иноческий подвиг, свидетельствует преподобный Паисий Святогорец: «Счастливы, говорят в миру, те, которые могут насладиться благами мира. Однако блаженны те, которые все это отдают Христу и лишают себя всякого человеческого утешения — опять-таки ради Христа. Таким образом они сподобляются день и ночь пребывать со Христом, получая Его божественное утешение, которое часто оказывается столь великим, что они обращаются к Богу с такими словами: «Боже мой, нельзя вынести Твоей любви, потому что она велика и не вмещается в мое маленькое сердце».

Итак, во все времена для многоразличных народов центром и смыслом монашеского делания являлся и должен оставаться таковым до скончания века сего Христос – как «Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14:6). Это и есть один из способов осуществления Евангелия в жизни людей, выразившийся в монашеском пути жизни.

Хочу всем, собравшимся сегодня на это мероприятие, пожелать крепости духовных и телесных сил, добрых успехов в монашеском делании и обильного утешения от Спасителя нашего Господа Иисуса Христа!

Благодарю всех, откликнувшихся на приглашение быть участником монашеской секции Чтений. Особые слова благодарности и признательности господину Высокопреосвященнейшему митрополиту Лимассольскому Афанасию, участие которого несомненно расширит и углубит наше рассмотрение монашеской темы.

Искренне надеюсь, что сегодняшние доклады и размышления помогут духовно обогатится всем участникам форума!

С благословением

+ВЕНИАМИН,
Митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси

2 декабря 2021 года

143