Прием в монастырь: практика Успенского Жировичского мужского монастыря

Иеромонах Герасим (Черепко)
Прием в монастырь: практика Успенского Жировичского мужского монастыря

Доклад иеромонаха Герасима (Черепко), благочинного Свято-Успенского Жировичского мужского монастыря на монашеской секции IV Белорусских Рождественских чтений на тему «Подлинная свобода и ответственность» 18 декабря 2018 года в Свято-Елисаветинском женском монастыре.

В своем небольшом выступлении я расскажу, как осуществляется сегодня прием братий в Успенский Жировичский мужской монастырь.

Традиционно, желающие поступить в монастырь, принимаются первоначально в качестве паломников. Правила приема следующие.

1. Лица, прибывающие на поселение, принимаются на срок от одного дня до трех суток гостиничным. Продление срока пребывания производится при согласии благочиннической службы монастыря (эконом, помощник благочинного и гостиничный; в случае необходимости приглашается благочинный);

2. Для размещения в Доме паломника требуется наличие паспорта. Лица из других стран принимаются с ограничениями, предусмотренными паспортно-визовыми правилами Республики Беларусь.

3. Дети и подростки младше 16 лет не принимаются без сопровождающего взрослого, или с согласия (нотариально заверенного) родителей и под их ответственность.

4. После прибытия паломникам предоставляется время для отдыха (как правило, это первый день пребывания в монастыре), которое они могут использовать для своей души: посещение источника, беседы со священником, экскурсия и т.д. Далее они получают монастырские послушания, назначаемые экономом или гостиничным.

5. С момента поступления в обитель сразу обращается внимание на то, не нарушает ли паломник дисциплину (сквернословие, употребление спиртных напитков, курение на территории монастыря, прослушивание светской музыки, чтение «бульварной» литературы).

В 90-е годы и в начале 2000-х монастырь принимал желающих практически без ограничений (отсутствие нижнего «порога»). Одновременно при нем проживало, в среднем, от 25-ти до 40-ка паломников и трудников, при том, что число самой братии не превышает 35 человек. Многие из поступавших рассматривали обитель как своего рода «соцприют». Знания о православии у части поступавших были близкими к нулю. Нужно ли говорить, что и в нравственном отношении эти люди были далеко не безупречны. Какое-то время по инициативе тогдашнего благочинного даже действовала своего рода команда дежурных помощников благочинного, для ежедневной проверки поведения и состояния трудников. Регулярно, в зимний период, проводились занятия наподобие воскресной школы для взрослых (впрочем, и сейчас каждое воскресенье и в другие дни проводятся встречи с трудниками с использованием современной аппаратуры для просмотра видеоматериалов). Но внешние меры контроля и катехизаторские курсы, при отсутствии внутренней мотивации к воцерковлению, давали незначительный эффект.

Сложившаяся ситуация потребовала введения так называемого «нижнего порога» при принятии в обитель. С помощью назначенного помощника благочинного по работе с трудниками был выработан ряд пунктов по ограничению приема. И в настоящее время монастырь не принимает лиц:

1. Не имеющих паспорта, гражданства или прописки;

2. Находящихся в нетрезвом состоянии или под воздействием иных психоактивных веществ, а также в состоянии так называемого синдрома отмены;

3. С выраженным антисанитарным и неопрятным видом;

4. Имеющих заразные заболевания;

5. Имеющих судимости (как исключение, прием последних может осуществляться только по согласованию с нашим юристом, одновременно отвечающим за вопросы безопасности);

6. Находящихся под превентивным надзором;

7. Имеющих неоплаченные штрафы и долги (алименты и проч.);

8. Имеющих психические заболевания 1 и 2 степени, физические 1 степени. Относительно приема физических инвалидов 2 и 3 группы каждый раз составляется отдельное суждение.

Действие вышеуказанных правил привело к заметному уменьшению количества трудников, но при этом нравственная и моральная атмосфера в монастыре однозначно стала более спокойной. Кроме того, для лиц, приезжающих за помощью в преодолении алкоголизма и наркомании, в 2009г. открыт специализированный центр реабилитации в д. Сосновка Слонимского района.

После приема поступающих в монастырь лиц в качестве паломников на три дня, если за этот срок замечаний не возникало, срок пребывания продлевается по решению благочиннической службы. Если при этом высказывается пожелание пребыть здесь месяц или более, данное лицо заполняет анкету с указанием биографических данных, а также дает подписку о том, что ознакомлен с правилами проживания и обязуется их выполнять.

По истечении месячного срока, в случае, если данное лицо намеревается проживать в монастыре достаточно долгий период, или даже поступить в число братии, он именуется трудником. Период трудничества до возможности подать прошение на зачисление в братию продолжается не менее одного года. Труднику рекомендуется избрать из числа иеромонахов священника, который будет заниматься с ним пастырским душепопечением, а в случае подачи прошения на поступление в братию сможет представить свое мнение, основанное на знании внутренней жизни трудника. Также настоятельно рекомендуется причащаться не реже 1 раза в месяц, исповедоваться не реже двух раз в месяц. Впрочем, в настоящее время большинство из трудников сами имеют внутреннюю потребность в регулярном участии в церковных таинствах.

Что же касается возрастных и иных ограничений приема в братию, то, помимо указанных выше правил, Жировичский монастырь руководствуется общими правилами, принятыми в Русской Православной Церкви.

Конечно же, еще до подачи прошения для зачисления в число братии, человек должен оставить в прошлом страсть курения. Впрочем, те, кто курят, такового намерения и не высказывают, а прожив в обители какой-то период (иногда несколько лет), в конечном итоге они покидают обитель.

Относительно принятия в монастырь лиц в священном сане хотелось бы сказать, что на протяжении современного периода истории обители (т.е. начиная с 90-х годов) к нам неоднократно поступали священники как на определенный срок, так и с намерением принять, со временем, монашеский постриг. Большинство из них направлялись священноначалием, например, с целью исправления. В силу разных причин очень немногие их них смогли стать полноценными членами братства, пусть даже и без иноческого пострига. Многие остались по духу чужими обители.

С середины 90-х годов по наше время число братии колеблется в пределах 35-ти человек. В монастырь поступают учащиеся духовной семинарии или из гражданской жизни.

Рассмотрим первую категорию. Считается, что студенты семинарии, подающие прошение на поступление в число братии, лучше мирян знакомы с духовной жизнью и лучше понимают ответственность за свой выбор. Однако, как заметил прп. Амвросий Оптинский, теория – это дама на балу, а практика – медведь в лесу.

В данном вопросе важно внимательное отношение к тем воспитанникам семинарии, которые еще захотят пополнить число братии обители. Есть уже хороший пример такого подхода, когда один из выпускников, выразивший желание иноческой жизни, не был принят в монастырь при рассмотрении этого вопроса на Духовном Соборе, поскольку его духовник и знающие его члены Собора ясно видели, что это не его путь. И очень скоро этот парень благополучно женился и несет теперь пастырское служение на приходе. В противном случае, человек мог бы искалечить себе жизнь, руководствуясь незрелым порывом.

Относительно принимающихся в братию из числа трудников, сделаю небольшое отступление и приведу небольшую выдержку из доклада свт. Игнатия Брянчанинова в его бытность благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии:

«...Братство Сергиевой Пустыни, сравнительно с братством других монастырей, отличается своим благонравием, иноческою образованностью и способностями, так что удовлетворяет не только нуждам своей обители, но наделило и другие обители многими способными людьми для важнейших послушаний… Причинами такового успешного образования иноков в Сергиевой Пустыни должно полагать:

развитие между ними душеспасительного чтения;

доставление развития способностям каждого брата;

обращение с образованною публикою

и довольство в содержании».

В Жировичском монастыре после года трудничества, в случае положительной характеристики со стороны духовника и экономской службы, желающее лицо может быть принято в число т. наз. кандидатов в послушники. Ему выдается кафтан, он начинает ходить с братией на трапезу и от него ожидается общая с братией жизнь, по уставу монастыря для иночествующих, а не для паломников. Положительная сторона этой традиции в том, что человек может изнутри видеть монастырскую жизнь (все-таки между трудниками и монашествующими есть дистанция, у них разный уклад жизни), испробовать ее на себе, но при этом не имеет никаких обязательств перед монастырем, как и монастырь перед ним. И потому, на опыте убедившись, что иноческая жизнь в этом монастыре, или как таковая вообще, ему не подходит, он может уйти, без ущерба для своей совести. Или же выяснится, что он не готов к молитве и послушанию, и тогда руководство обители само может вынести решение об исключении данного лица из своей среды. Иными словами, нахождение в чине кандидата в послушники дает возможность проявиться человеку в полной мере. И, в случае поступления в послушники, больше уверенности, что путь иноческой жизни выбран вполне осознанно.

Для того, чтобы стать послушником, нужно побыть кандидатом не менее одного года.

В нашем монастыре сохраняется традиция проходить через иноческий постриг. Для того чтобы стать иноком, необходимо минимум два года побыть послушником.

В обитель также поступает братия из других монастырей. Чтобы перевестись из другого монастыря, игумену необходимо связаться с нашим наместником и согласовать вопросы пребывания брата в нашей обители. Конечно, перед окончательным приемом в братство они проходят испытательный срок.

Слава Богу, что, несмотря на все трудности, и сегодня есть люди, которые, благодаря знакомству с кем-то из братии обители, через духовников находят двери в Православную Церковь и не только искренне воцерковляются, но и становятся монахами.   

152