Богослужебно-молитвенная жизнь монастырей как основа Богообщения и Богопознания

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Богослужебно-молитвенная жизнь монастырей как основа Богообщения и Богопознания


Доклад митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия на XXIX Международных образовательных чтениях «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (17-18 мая 2021 года).


Имя Господа – крепкая башня, убегает в нее праведник – и безопасен, – так говорит книга Притчей о призывании имени Божия (Притч. 18:11). А апостол Павел добавляет: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17). На молитве как образе жизни утверждено православное монашество. Молитва и богослужение положены в основание монашеского жития, но они же составляют и его вершину.

Священное Писание говорит, что молитва как важное и высокое искусство требует для себя определенной подготовки и определенных условий: Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя и не будь как человек, искушающий Господа (Сир. 18:23). Первое условие молитвы есть вера – вера в Бога, в Его вездеприсутсвие. «Вера воскриляет молитву», пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), а святитель Феофан Затворник добавляет: «На молитве надо стоять в сознании вездеприсутствия Божия».

Второе условие молитвы – страх Божий. По словам Исаака Сирина, страх Божий рождается от веры. «Пред молитвою покади в сердце своем фимиамом страха Божия и святого благоговения», – наставляет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Третье условие молитвы – мир со всеми. В Евангелии говорится: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой, пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23˗24). «Приготовление к молитве состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних», – добавляет святитель Игнатий.

Четвертое условие молитвы – беспристрастие и беспопечительность. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так говорит об этом: «Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные. Приготовь себя к молитве беспристрастием и беспопечением».

Пятое условие молитвы – внимание. «Душа молитвы – внимание. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе», – пишет святитель Игнатий.

Шестое условие молитвы – пост или воздержание. Господь наш Иисус Христос говорит: Сей род изгоняется только молитвой и постом (Мф. 17:21). «Пост возводит молитву на небо», – добавляет преподобный Ефрем Сирин. О том, что без телесных подвигов не бывает духовных даров, пишет и святитель Игнатий: «Молитва бессильна, если не основана на посте».

Седьмое условие молитвы – покаяние. Желание высокой духовной жизни проверяется чистотой исповеди, а дары духовные есть инструменты, на которых проверяются плоды покаяния. «Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы в единое делание», – разъясняет это условие святитель Игнатий.

Восьмое условие молитвы – это плач, слезы. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Слезы воскриляют молитву». О том же пишет и преподобный Исаак Сирин: «Слезы во время молитвы – признак Божией милости, которой сподобилась душа в покаянии своем, признак того, что молитва принята и слезами начала входить в поле чистоты. Благодать слез – есть полнота молитвы». Святитель Игнатий дополняет: «Плач должен быть неотъемлемым качеством молитвы нашей».

Для того, чтобы молитва была благоуспешной, все эти условия необходимо выполнить. Только монашеский образ жизни, основанный на отречении от мира, позволяет в совершенной мере достичь этой полноты Богообщения.

Уже в древних монастырях начал формироваться устав молитвенно-богослужебной жизни насельников, основанный на чередовании общественных богослужений, келейной молитвы и физических трудов. При этом совершение богослужений приурочивалось к определенному времени суток, что отразилось в названиях богослужений суточного круга. Подобный ежедневный ритм составляет жизнь православного монастыря и направлен на духовное преуспеяние его насельников.

Ежедневные уставные богослужения являются для монаха тем источником молитвы и Богомыслия, который питает и его келейное правило, и время его трудов и отдыха. Приобретая на богослужении дух совместного братского предстояния Богу, монах наполняет им свою жизнь в промежутках между богослужениями, на деле исполняя заповедь апостола о непрестанной молитве.

Эта же мысль сформулирована и в «Положении о монастырях и монашествующих»: «Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой» [1].

Таким образом, храмовое богослужение и келейное правило являются составными элементами молитвенной жизни монаха, постепенно приближая его к совершенству Богообщения и Богопознания.

Соотношение между храмовым богослужением и келейным правилом может быть определено в каждом монастыре по-разному. Однако следует помнить, что «в обителях должен совершаться полный суточный круг богослужений, что является одним из главных признаков благоустроения монастыря. В богослужениях участвуют все насельники монастыря. При необходимости часть чинопоследований может вычитываться или совершаться в келиях» [2].

Особенно важно участие братии в Божественной литургии, которая является вершиной храмового богослужения. Святая Евхаристия объединяет вокруг себя учеников Христовых, будь то на приходе или в обители, как Сам Господь объединил их на Тайной Вечери. Литургия есть истинное средоточие монашеского братства, и желание участвовать в ней есть признак подлинной духовной жизни. У Святой Христовой Чаши созидается то новое сообщество людей, о котором говорит евангелист Лука в книге Деяний апостольских: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян. 4:32).

На это обращает внимание и «Положение о монастырях и монашествующих», где в п. 7.1. говорится: «Средоточием богослужебной жизни является Божественная литургия. На Литургии через общую и единодушную молитву, через причащение Святых Христовых Таин монахи соединяются со Христом, а во Христе друг с другом, соделываются членами Тела Христова, связанными нерасторжимыми узами».

Участие братии в Божественной литургии, особенно если (в некоторых обителях) она совершается не ежедневно, не должно подменяться послушаниями или иными важными делами. Как говорит преподобный Паисий Святогорец, «чтобы мы имели благословение Божие, духовное должно совершаться в первую очередь. Если на первом плане работа, – то в этом гордость и неблагоговение. Дело, которое совершается, но при этом духовно разоряет того, кто его делает, не освящается».

Конечно, важно не механическое присутствие на Божественной литургии, как и на всяком богослужении, а деятельное и молитвенное участие в ней, сопереживание всего того, что совершается в храме. Отсутствие молитвы за богослужением может быть признаком угасания духовной жизни, физической усталости насельника или иных внутренних искушений. Только глубокое соучастие в Литургии как «общем деле» возгревает в сердце монаха тот небесный огонь, который питает его молитвенную жизнь и в келье, и на послушаниях. Светом Святой Евхаристии проникается частное молитвенное правило монаха, а также время, которое он проводит в чтении Священного Писания и святоотеческих наставлений. Так, например, преподобный Нектарий Оптинский советовал своим духовным чадам после причащения не торопиться на какие-либо дела, а «дать себе льготу до половины дня, почитать Священное Писание, пребывать в молитве и благодарении Господа».

Гармоничное сочетание суточного храмового богослужения, келейного правила и трудов на послушаниях является залогом духовной благоуспешности братии. В этом отношении важны и строгость в соблюдении устава обители, и пастырская икономия, снисхождение игумена к немощам братии. Только индивидуальный подход к каждому насельнику и внимание к его духовному состоянию могут стать залогом успешного прохождения им монашеского поприща. Монастырские правила имеют значение только тогда, когда дают возможность братии совершенствоваться в Богомыслии и Богопознании, и, в конечном счете, направлены на спасение души каждого их них.

____________________________

[1] Положении о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви. 7.4.2. Эл. pесурс [URL]: http://www.patriarchia.ru/db/text/5074472.html

[2] Там же. 7.1.


Источник

135