Антоний Великий, преподобный

Антоний Великий, преподобный


День памяти: 17.01. ст .ст. / 30.01. н.ст.

Преподобный Антоний – один из величайших подвижников христианской Церкви, основатель пустынножительства и отец монашества, получивший наименование Великий.

Преподобный Антоний родился в 251 году в Египте, в селении Кома, недалеко от Фиваидской пустыни в семье благочестивых христиан знатного происхождения. Когда святому Антонию было около двадцати лет, он лишился родителей, и на его попечении осталась малолетняя сестра.

Однажды во время службы в храме преподобный Антоний услышал Евангельские слова Христа, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Антоний воспринял их как сказанные лично ему: продал имение, оставшееся ему после смерти родителей, роздал деньги нищим, оставил сестру на попечении благочестивых девственниц в монастыре, покинул родительский дом и, поселившись недалеко от своего селения в бедной хижине, начал подвижническую жизнь. Трудами своих рук он зарабатывал на пропитание и милостыню бедным. Иногда он посещал и других подвижников, живших в окрестностях, и от каждого старался получить наставления и пользу.

Много искушений преподобный Антоний претерпевал от диавола, но храня твердую веру, непрестанно творил молитву и усиливал подвиги.

Для большего уединения святой поселился вдалеке от селения, в гробнице. В определенные дни его друг приносил ему скудную пищу. Здесь в полном уединении и непрестанной борьбе с бесами преподобный Антоний прожил 20 лет и обрел, наконец, спокойствие духа и мир в помыслах.

Когда настало время, Господь открыл миру Своего великого подвижника. К преподобному Антонию стали приходить люди, желавшие под его руководством проводить подвижническую жизнь. Вскоре гора, на которой подвизался святой Антоний, была окружена целым поясом монастырских обителей, преподобный с любовью наставлял насельников, уча их духовной жизни.

В 311 году началось жестокое гонение на христиан, воздвигнутое императором Максимианом. Желая пострадать вместе со святыми мучениками, преподобный Антоний покинул пустыню и пришел в Александрию. Здесь он стал открыто служить мученикам, находящимся в заточении, присутствовал на суде и допросах, но мучители к нему даже не прикоснулись. По окончании гонения преподобный вернулся в пустыню и продолжал подвиги. Господь даровал Своему избраннику дар чудотворений: силой молитвы преподобный изгонял бесов и исцелял больных.

Множество приходящих к нему людей препятствовало его уединению, и преподобный ушел еще дальше, в так называемую «внутреннюю пустыню». Однако братия из пустынных монастырей разыскали преподобного и умолили хоть изредка посещать их обители.

Еще раз преподобному Антонию пришлось покинуть пустыню и прийти к христианам в Александрию, когда появилась необходимость защитить православную веру от ересей манихеев и ариан. Зная, что имя преподобного Антония почитается всей Церковью, ариане возвели на него клевету - якобы он придерживается их еретического учения. Прибыв в Александрию, преподобный Антоний всенародно, в присутствии епископа, проклял арианство. Кроме того, во время своего недолгого пребывания в Александрии он обратил ко Христу великое множество язычников.

85 лет своей жизни провел преподобный Антоний в пустынном уединении. Незадолго до своей смерти он поведал братии, что вскоре будет взят от них. Преподобный завещал похоронить его в пустыне и не устраивать торжественного погребения его останков в Александрии.

Скончался святой Антоний в 356 году, в возрасте 105 лет, и погребен своими учениками в прославленной им пустыне в сокровенном месте.

В 544 году мощи преподобного Антония Великого были перенесены из пустыни в Александрию, а затем, после завоевании Египта сарацинами в VII веке, в Константинополь. Из Константинополя в Х - XI вв. святые мощи перенесены в епархиальный округ Вьенский, а в XV веке - в Арис (Франция), в храм святого Иулиана.

Из творений преподобного Антония Великого до нас дошли двадцать его речей о христианских добродетелях, особенно монашеских, семь посланий к монастырям - о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и правила жизни и увещания к монахам.


Возврат к списку

14