Акакий Новый, Кавсокаливит, преподобный

21 августа 2017


День памяти:

12.04 ст.ст./25.04 н.ст.

Акакий Новый, Кавсокаливит, преподобный – возобновитель монашеской жизни на Кавсокаливии, прославился чудесами прозорливости, а также подвигами постничества и старчества. Удо­сто­ил­ся да­ра непре­стан­ной ум­ной мо­лит­вы и Божественных откровений.

Святой Акакий родился в 1630 году в деревне Голица неподалеку от города Аграфы Фессалийские. В крещении был назван Анастасием. Когда Анастасий достиг совершеннолетия, мать решила его женить, но он бежал из родительского дома и удалился в монастырь Святой Троицы в Загоре, основанный святым Дионисием Олимпийским, где принял монашеский постриг с именем Акакий.

В тот же день он удостоился видения: в руках его был светильник, озаряющий все окрестные земли. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он ревностно начал духовную битву за святые добродетели, прежде всего за смирение, посредством полного отсечения собственной воли. Он с радостным сердцем брался за самую тяжелую работу и снискал расположение всех братий.

Вскоре он удалился на Святую Гору Афон и в течение года подвизался в пещере рядом с монастырем Григориат вместе с двумя отшельниками.

Затем Акакий обосновался в местности Кавсокалива, поселившись в келье при Преображенском храме, где прожил 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру, где когда-то подвизался святой Максим Кавсокаливит, ко­то­рый мно­го­крат­но яв­лял­ся по­движ­ни­ку. Святой Максим укреплял Акакия и воодушевлял на брань против естества ради обретения благ, которые выше естества.

По­дви­ги пре­по­доб­но­го Ака­кия бы­ли чрез­вы­чай­но су­ро­вы: вме­сто хлеба он ел су­ше­ные тра­вы, сме­шан­ные с тол­че­ным мра­мо­ром. На во­прос, сколь­ко дол­жен спать мо­нах, пре­по­доб­ный от­ве­чал, что для ис­тин­но­го монаха достаточ­но и по­лу­ча­са, и сам, несмот­ря на ста­рость и бо­лез­ни, показы­вал в этом при­мер.

В награду за неустанное борение Господь сподобил святого дара чистой молитвы, прозорливости и пророчества. Благодаря этому он проникал духовным взором в души приходивших к нему людей и открывал их тайные грехи или прикровенно, одними намеками, извещал их о будущем. Святой был настолько исполнен благодати Божией, что один его приход приносил людям мир и возвращал веру в Бога. Среди посетителей Акакия был и святой мученик Никодим, со слезами просивший у него совета, как спасти душу. Акакий встал на молитву и, получив уверение от Господа, благословил мученика осуществить задуманное. Акакий дал благословение и святому Пахомию Русскому принять мученическую смерть ради любви ко Христу.

Большинство монахов-пустынников, подвизавшихся в южной части Афона, считали Акакия своим главой и духовным отцом. Они желали утвердить его власть, для чего необходимо было вручить ему пастырский посох. Монахи попросили об этом проигумена Лавры Неофита, который занимался строительством церкви в скиту. Святой Акакий подчинился, но с тех пор не брал в руки никакого посоха, несмотря на слабость, свойственную его возрасту.

Возобновляя учение преподобного Симеона Нового Богослова, святой Акакий наставлял, что тот, кто желает видеть Христа в вечности, должен еще в этой жизни, посредством нисхождения Божественной благодати, приобрести духовную чувствительность, чтобы созерцать духовные сущности так же ясно, как вещи материального мира.

12 ап­ре­ля 1730 го­да, до­стиг­нув по­чти сто­лет­не­го воз­рас­та, преподобный отошел ко Господу. Все монахи Святой Горы оплакивали его как отца.

Возврат к списку

1