Жилища иноков

Для жилища своего в пустыни иноки пользовались, когда могли, пещерами[1], развалинами старых капищ[2], гробницами[3], но большею частию устрояли себе особые жилища, иногда с немалым трудом[4]. Жилища иногда высекались в скале, складывались из камней, кирпича, глины и сплетались из ветвей.

Дорофей собирал в приморской пустыне камни, строил из них по келлии в год и выстроенную келлию отдавал тому, кто хотел жить с ним[5]. Макарий велел пришедшим к нему двум юношам высечь себе келлию в каменной скале[6]. Когда к Ору приходил кто-либо, желающий жить с ним, то он с живущим у него многочисленным братством в один день выстраивал ему келлию; одни готовили глину, другие кирпичи, иные таскали воду. Когда келлия была готова, ее снабжали всем нужным[7]. В скиту братия совокупными силами также строили келлии[8].

Некоторые келлии были очень малы. УМакария Александрийского одна келлия была так тесна, что он не мог в ней и ног протянуть, притом она была без окон. В ней проводил он Великую Четыредесятницу[9]. Келлия Илариона Великого была шириною в четыре фута, длиною в пять футов; келлия Антония Великого была квадратная, не более в каждую сторону, как спящий человек может протянуться[10].

Но обыкновенно жилища иноков имели не одну комнату. По восточному обычаю, чрез наружную дверь вступали в переднюю, называемую ώροσεισοδικον[11]. Отсюда вела дверь в авлу – род залы, под открытым сводом неба, но огороженной со всех сторон коридором, из которого был ход во внутренние комнаты[12]. Эта авла была, конечно, иногда очень невелика и называлась αυλύδριον[13]. Упоминаются внутренние комнаты: особая комната для хранения хлеба и рабочих материалов[14].

Крыши у келлий были плоские, вероятно, прикрытые ветвями пальмовыми, сверх которых накидывали глину[15]. На эти крыши можно было всходить[16]. Только толосы устроялись с островерхою крышею. Это был род портика; столпы, на которых утверждалась крыша, были каменные[17]. Со старцем иногда жил ученик вместе, иногда для ученика устраивалась хижина невдалеке[18]. Эти жилища назывались σκηνή, καλύβιον, κελλιά[19]. Совокупность нескольких жилищ иноков называлась ασκητήρια[20], μοναστήρια, μανδραί[21], λαύρα[22] κοινόβιαι.



[1] Hist. Lavs. P. 2, 44, 46, 49, 74, 94, 97.

[2] Дост. сказ. С. 88.

[3] В гробнице первоначально поселился Антоний. Ср.: Hist. Lavs. P. 45.

[4] Дост. сказ. С. 29.

[5] Hist. Lavs. P. 2.

[6] Дост. сказ. С. 151.

[7] Hist. Lavs. P. 9.

[8] Rosw. vit. Patr. L. V. P. 645.

[9] Hist. Lavs. P. 20.

[10] Иероним в «Жизни Илариона». С. 13.

[11] Hist. Lavs. P. 43. P. 1117.

[12] Авла часто упоминается при сказании о жилищах иноков, например: Hist. Lavs. P. 20.

[13] Фот. Патер. С. 106.

[14] Дост. сказ. С. 41, 96. В келлиях иногда устроялись подземелья (Фот. Патер. С. 98).

[15] Дост. сказ. С. 183.

[16] Дост. сказ. С. 156.

[17] Об Амуне Нитрийском говорится: Οικοσομέι εαντώ δυο θολονς κελλιων (Hist. Lavs. Ρ.8). Об Иоанне Ликопольс-ком говорится, что он на горе устроил себе три толоса, один для нужд телесных, другой, где он работал, и третий, где он молился (Hist. Lavs. P. 43. P. 1107). В скиту были также толосы (Фот. Патер. С. 72).

[18] Дост. сказ. С. 135.

[19] Келлиею, собственно, называлось помещение для рабов. В общем одном помещении для каждого раба отводился отдельный чулан, где его и запирали на ночь (Colum de re rustie. L. 1. P. 6. Chrysost in prim. ep. ad Timotheum Honul. 16).

[20] Афонские ασκητήρια, вероятно, сходны и с древнеегипетскими. Вот как описывает их отец Антонин: «По окраинам долины виделись кое-где одинокие келлии, расположенные в самых пленительных местностях, а в некотором отдалении за удольем на горной лощине виделось несколько таких келлий, скученных вместе, с церковью посредине. Это как бы своего рода село иноческое, по-гречески ασκητηριον, по-нашему «скит», а в переводе «подвизалище». Здесь келлиоты, оставляя свою независимость, вступают в условия совокупной жизни, налагающие на них обязанности одного относительно другого и всех вместе относительно своего целого, указателем коего служит для них церковь, для всех общая, и их служение в ней, в известных отношениях обязательное для всех. Взамен теряемой независимости скитяне приобретают братское соучастие и в нужде помощь. Монастырь есть как бы пустынный город, место, огороженное стенами» (Заметки поклонн. Св. Горы. С. 92). Монастыри в Египте имели ограды, иногда и высокие, как, например, в монастыре Исидора. Он состоял под властию одного начальника.

[21] μάνδρα собственно значит «огороженное место, куда за гоняли овец, – хлев овечий». Это название метафорически перенесено на монастыри, которые Нил Синайский называет Πνενματική μάνδρα (Lib. 3. Epist. 241. Doroth. doctrin. 23).

[22] «Лавра» собственно значит «улица или переулок, где сходится народ». Отсюда отдельные жилища иноков, построенные улицею, получили название Лавры (Дюкан. Gloss. Graccit et Latin sub voce Lavra).



Источник: Казанский П. С., История православного монашества на востоке, Паломник, 2000.

Возврат к списку


153