В рамках визита в Беларусь древнюю Полоцкую обитель посетила афонская делегация

22 декабря 2017

4

Поклониться преподобной Евфросинии Полоцкой в Спасо-Евфросиниевский женский монастырь 19 декабря 2017 года прибыли гости со Святой Горы Афон: насельники келлии святителя Иоанна Златоуста скита святой праведной Анны монах Гавриил, монах Хризостом и монах Леонтий из монастыря Каракал. В ходе встречи состоялась беседа с насельницами обители монаха Гавриила. Предлагаем вниманию читателей нашего сайта фрагмент этого общения.

– Я всех вас приветствую, говорю «благословите» всем сестрам, которые здесь находятся, и хочу сказать несколько слов о нашей жизни на Святой Горе и о монашестве. Но, прежде чем начать что-то вам говорить, я хочу сказать, что я не являюсь игуменом какого-то монастыря. Я простой монах. Я – насельник одной из келий скита Святой Анны на Святой Горе с отцом Хризостомом, который здесь присутствует, и с отцом Леонтием из монастыря Каракал, который по благословению своего геронды также находится сегодня здесь вместе с нами.

Я живу на Святой Горе 20 лет, из которых 10 лет я жил в общежительном монастыре Святого Павла, а следующие 10 лет – в скиту Святой Анны. Самый лучший опыт я приобрел, когда я жил в общежительном монастыре и был послушником. И здесь я хочу сказать о таких основополагающих вещах, которым мы, монахи, которые выбрали этот путь, должны следовать. Необходимо помнить, что в монастырь мы пришли добровольно, никто нас к этому не вынуждал. Мы пришли, потому что этого искало наше сердце, к этому стремилась наша душа. Это великое дело перед очами Божиими, что мы имеем такие великие обязательства. Потому что когда мы пришли в монастырь, мы давали Богу обещания находиться в послушании, нестяжании, хранить девство, то есть это те обеты, которые дают монахи. И для меня первое и самое главное, когда я жил в монастыре, было послушание.

Я имел особое благословение эти 10 лет, которые я жил в монастыре, иметь особенные отношения с игуменом. Не потому что я это выбрал, а потому что мне дали такое послушание. И хочу сказать, что я приобрел большой опыт. Существует такая серьезная проблема, когда мы начинаем рассуждать, почему мне дали это послушание, почему другое. Мы должны относиться к этому очень внимательно. Потому что игумен или игумения, которые выбирают на послушания братий или сестер, знают лучше и нас, и тех, кого ставят на какие-то послушания. Мы, если видим, что кого-то выбрали на какое-то послушание, должны сорадоваться этому и говорить: «Слава Богу, что есть такие сестры, которым игумения может поручить такую работу». Потому что один человек не может быть способен абсолютно ко всему. Каждому человеку Господь дал какой-то свой талант, как говорится в Евангелии (Мф, 25:14-30). Нужно это осознать и сорадоваться, помогать друг другу тем, чем мы можем помочь. Как сказал апостол Павел, «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6.2). Иногда может казаться, что какая-то сестра не имеет большого значения в наших глазах, например, повар, сестра, которая готовит. Разве это не важное послушание в монастыре? Так же важно послушание той сестры, которая находится, например, в канцелярии. То есть это все мы должны видеть по-доброму. Я говорю о том, что все назначает игумения, а мы оказываем послушание. Самое важное для монаха, альфа и омега монашеской жизни – это послушание. Это самое первое и самое важное. Монах без послушания не могут называться монахом. Мы должны учиться говорить: «Буди благословенно». Таким образом мы освящаемся, и освобождается от страстей наша душа. Это очень трудное дело – послушание. Нужно понять, что вся ответственность лежит на игумение. Потому что каждая игумения, каждый игумен отвечают за те души, которые ему вверены. Мы в монастырь пришли для того, чтобы спасти свои души, поэтому будем подвизаться, прилагать много усилий, чтобы выполнять нести свое служение и правильно совершать свое спасение. В первую очередь мы должны не оставлять наше келейное правило.

И очень великое дело – откровение помыслов. Когда в нашей голове остается какой-то помысел, и мы не исповедуем его игумении, тогда внутри нас он превращается в зверя, которое с нами борется. Монах или монахиня, которые не исповедуют свои помыслы и не открывают их, не имеют в своей душе мира. Это я говорю из своего опыта. Очень часто бывает, что нас борет помысел о каких-то вещах, которые трудно открыть. Например, враг вкладывает нам в голову плохой помысел, например, об игумении. Я имею личный опыт такой борьбы. Приведу один пример. Когда я был молодым монахом в монастыре, я принял некоторые плохие помыслы против игумена. И, конечно же, мне было очень трудно пойти к нему и сказать об этом. Я стеснялся, мне было очень тяжело, и я не знал, как мне это открыть ему. И я пришел в состояние какого-то сумасшествия. Однажды в послеобеденное время я пошел к нему в келью, упал ниц, потому что мне было даже стыдно смотреть на него, и начал говорить ему все эти мысли. И в моей душе произошло чудо, после которого я понял силу откровения. Буквально в одну минуту я стал другим человеком. В тот момент геронда меня с любовью принял и сказал: «Ты молодец, что смог прийти и сказать мне это». Он сказал, что если бы я не открыл этот помысел, он бы мог меня вынести из монастыря. Поэтому, дорогие мои сестры, мы должны очень внимательно относиться к нашей жизни. И если нам мешает какой-то помысел и что-то нам внушает, мы должны идти к игумение и исповедовать ей этот помысел. И когда мы идем правильной дорогой, постепенно ситуация выравнивается.

В монастыре очень много искушений. У нас в монастыре раньше было много рабочих. Это плохое дело – иметь какую-то дружбу монашествующим с теми людьми, которые приходят в монастырь или работают в монастыре. К этому нужно относиться с большой осторожностью. И плохо, когда между братьями и сестрами имеются какие-то особые дружеские отношения. В монастыре мы должны относиться к друг другу без всяких различий, ко всем с любовью. Я не хочу вас утомлять многими словами. Хочу вам пожелать положить хорошее начало. Я верю, что вы имеете очень хорошую игумению, но мы и сами должны становиться все лучше и лучше, каждый раз начинать сначала. Мы падаем, каемся, встаем, полагаем начало новой жизни. И великое дело, что вы находитесь рядом с игуменией и можете все вопросы решать с ней, открываться ей. Что бы ни случилось, Матушка всегда с вами. Через это приходит и благословение Божие. Как говорят отцы Церкви, что когда человек оказывает послушание даже ошибочным действиям игумении (игумения тоже человек и может совершать какие-то ошибки), он все равно получит пользу, а игумения поймет, что она сделала ошибку. Так Господь все устраивает. Человек, который находится в послушании, никогда не теряет, но всегда приобретает.

– Как определить, готова ли сестра к иночеству или к монашеству?

– Послушники, когда готовятся к монашеству, должны читать много книг, житий святых, отеческих творений, приобретать опыт. И поскольку мы рядом с игуменией, то она решает, когда мы готовы к иноческому постригу, но не мы сами это решаем. У нас на Святой Горе никогда такого не бывает, что кто-то решает, что он готов стать монахом.

– Отец Леонтий, расскажите, пожалуйста, о жизни в монастыре Каракал?

– В монастыре Каракал 50 монахов. И преимущественно это молодые монахи. На послушаниях трудятся только отцы, всего 50 отцов. Есть один рабочий. Это один из немногих монастырей на Святой Горе, где практически нет рабочих. Игумен нашего монастыря довольно строгий. Он является духовным чадом геронды Ефрема, который сейчас находится в Аризоне и который был послушником у отца Иосифа Исихаста. Монастырь Каракал происходит из этой духовной семьи. Наш геронда был в монастыре Филофей вместе с отцом Ефремом, который сейчас в Аризоне, и потом геронда благословил, чтобы отец Филофей, наш геронда, был игуменом этого монастыря. Отец Ефрем, прежде чем уехать в Америку, по несколько человек из своих чад отправил в монастыри Костоманид, Каракал, Филофей, Ксиропотам, то есть расселил молодых монахов по всей Горе Афон, чтобы они возродили монастыри.

Отец Леонтий, расскажите, какой распорядок дня в вашем общежительном монастыре.

– Наш монастырь является одним из самых строгих на Святой Горе Афон. Но не нужно наш режим дня воспринимать как руководство к действию. Это наши особенности, у вас – другие.

У нас византийское время. В понедельник, среду и пятницу мы читаем Феотокарион*. Во вторник, четверг и воскресенье мы читаем Параклис**. После окончании вечерни – трапеза, затем начинается повечерие с акафистом Божией Матери, который читается каждый день. После повечерия – час-полтора свободного времени. Далее четыре часа – отдых. На отдых отводится всего шесть с половиной часов частями. Четыре часа мы спим с вечера и два часа утром. После утреннего двухчасового отдыха отцы выходят на послушания до начала вечерни. На послушания отводится примерно от пяти до восьми часов, в зависимости от времени года. Когда световой день длиннее, тогда на послушания отводится больше часов.

И в 1.30-2.00 ночи совершается утреня и Божественная литургия. В понедельник, среду и пятницу, как только заканчивается литургия, мы пьем чай. Потому что в эти дни мы кушаем только один раз. В другие дни у нас обычная трапеза.

Особенность нашей программы в том, что мы имеем много времени для келейной молитвы, для чтения своего келейного правила с большим количеством поклонов. Мы молимся по четкам за многих людей, с которыми знакомы. Молитва келейная – это подготовительное время для богослужебной молитвы. Монах в келье совершает подготовку и потом идет в церковь, продолжая славословить Бога. Оканчивается это трапезой. Бывают какие-то случаи, когда программа может меняться, потому что есть бдения, праздники. Всенощное бдение совершается 12-13 часов. Начинается оно с заходом солнца и заканчивается утром. Когда в монастыре совершаются престольные праздники, праздничное Всенощное бдение тоже длится 12 часов. Непрерывное богослужение в церкви. Распорядок дня на Святой Горе очень строгий, особенный.

Будем вместе молиться святой Евфросинии. Благодарим за то, что вы приняли нас с любовью, показали ваш монастырь. Мы уезжаем отсюда с очень хорошими впечатлениями.

* Феотокарион (Богородичник) – книга, собравшая в себе каноны Божией Матери.

** Параклис – молебный канон, посвященный Богородице, который поется и читается верующими в случае душевной скорби.

Источник

Возврат к списку

148