Простые ответы афонского старца

17 августа 2017
Простые ответы афонского старца

Великой радости сподобил нас Господь. Свято-Елисаветинский монастырь посетили гости со Святой Горы Афон. Настоятель монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий (Мандзирис) дал эксклюзивное интервью obitel-minsk.by.

Больше часа длилась беседа: вдохновительная, поучительная, настоящая.

 

Архимандрит Алексий (Мандзирис): Я бы хотел выразить свою радость от посещения вашей благословенной страны. С первой минуты, как я прибыл сюда, я просто восхищаюсь воскресшим Православием: построились новые храмы, чудесные монастыри… Создалась новая православная культура. Страна имела ее, но утратила по причине гонений.

С большим умилением я посетил монастырь святой Елисаветы, увидел живое сестричество, дарующее большую благодать людям. Это являет такое свидетельство веры, молитвы, славословия Богу и также является приношением культуре. Я имею в виду предметы искусства, создаваемые в монастырских мастерских. Они стали известны всему миру и у нас на Святой Горе Афон тоже вызывают восхищение. Хочу сказать и о социальном служении, которое несет эта обитель. Здесь реально помогают людям, находящимся в трудных жизненных обстоятельствах, людям, которые в этом очень нуждаются. Это действительно евангельская проповедь! Как Господь сказал? «Когда вы творите добро для малых сих, это вы для Меня творите…» Наши страдающие братья и сестры, прежде всего, братья и сестры Христа. И поэтому все, что мы делаем для ближнего, мы делаем для Бога.

 

– Геронда, а почему люди то приближаются к Богу, то отдаляются от Него?


– Всегда какое-то изменение в обществе приносит энтузиазм, но так получается, что постепенно мы начинаем привыкать к каким-то вещам, переменам и охладеваем. Но я думаю, что присутствие монахов, присутствие Церкви и то дело, которое она совершает (социальное служение, миссионерская и просветительская работа), оживляют людей и возвращают снова к этой ревности. Я видел в монастыре крестильный храм с огромным баптистерием. Он же не для маленьких детей – он для взрослых людей! И я понял, что приходят многие, чтобы войти в Церковь, войти в веру православную. И как мне сказали монахини – крестятся люди и в преклонном возрасте. Пусть даже на исходе своей жизни, но они приближаются к Церкви, потому что Христос сказал, что верующий и крестившийся спасется. В то же время они являются примером для своих детей, внуков, родственников. И если вдруг молодых людей постигнут какие-то жизненные трудности, то они, вспомнив родителей, будут стараться приблизиться к Церкви.

Сегодня, я уверен, нет такого атеизма, как был при коммунизме. Однако потребительский дух, вещественные блага сего мира очень влияют на нашу жизнь и, видимо, это склоняет людей к такому охлаждению, о которым вы спрашивали.

Священники, епископы, все мы, верующие, должны любить Бога, должны быть хорошими свидетелями веры, чтобы этим привлекать людей к Христу.

 

– А что такое любить Бога? Возможно ли человеку этому научиться?


– Когда кто-то по-настоящему полюбит себя, тогда он полюбит и Бога. Человек является творением Божиим, но часто ошибается, считая себя одиноким существом, жизнь которого заканчивается в этом мире. Следовательно, если мы полюбим себя (настоящей, неэгоистичной любовью), тогда мы поверим в вечную жизнь, и это будет нас подталкивать к тому, чтобы верить и в Бога.

Вы видите, что тысячи лет люди ищут ответ на вопрос «Как произошел мир?». И не могут его найти. А почему? Потому что не хотят услышать откровение Святого Духа. Если я тебя скажу, что вот этот крест на моей шее сам появился, никто его не сотворил, ты же мне скажешь, что я сошел с ума. Однако ты говоришь, что этот мир появился сам по себе. А я что должен сказать тебе? Как о тебе думать?..

 

– Почему люди убегают от Бога? Потому что согрешили и боятся наказания, или потому что думают, что с Богом тяжело жить?


– Люди отдаляются от Бога по двум причинам: кто-то по незнанию, кто-то из-за эгоизма. Но Христос принимает нас любыми, какими бы грешниками мы ни были. Господь ни одного грешника не прогнал от себя: разбойника Он поселил в рай, блудного сына принял в свои объятия, блудницу простил. Кто, будучи грешником, кается, того Господь благословляет. Проблема не в том, что Господу трудно нас простить, проблемой являемся мы сами.

 

      Как принять волю Божию?


– То, что нам препятствует принять волю Божию, это наши страсти. И снова я говорю: это эгоизм, это зло, которое внутри нас, и, конечно, неимение любви, неумение прощать.

 

      А как простить?


– Приходит человек к своему духовнику и говорит: «Я ненавижу своего соседа». Духовник ему советует: «Ты прости его». Человек спрашивает: «Как я его прощу?» А духовник отвечает: «А тебя разве Господь не прощает? Как тебя Бог прощает, так и ты прости своего брата». Что мы говорим в молитве «Отче наш»? «Остави нам долги наша, как и мы оставляем должником нашим…» Нам даются тяжело некоторые вещи, потому что мы не оказываем послушания.

 

Многие думают, что крест у них тяжелее, чем крест соседа. Что посоветуете таким людям?


– Святой Дух нам открывает и говорит, что Господь не дает креста тяжелее, чем мы можем понести. Испытания даются нам в соответствии с нашими силами, а причина помысла «мой крест тяжелее» не в тяжести испытания, а в том, что мы ищем легкой жизни. И когда нам встречаются трудности, мы, конечно, начинаем им противодействовать, но в жизни не может все быть легким. В Церкви есть такой термин – радостепечаль. В жизни имеет место и то, и другое, и мы должны с этим смириться, принять это. Если мы этого не примем и потом, когда к нам придет или радость, или печаль, мы не будем знать, что нам делать. Большая радость может разбудить нашу гордость, а большая скорбь – повергнуть в большое уныние, безнадежное состояние. Однако, когда человек верит Богу, он умеет разобраться и с радостью, и с горем. Когда у него радость, он говорит: «Слава Богу!», когда у него горе: «Господи, помоги мне его пережить».

 

      А как смириться? С чего начинается смирение?


– Смирение начинается с познания себя. Для того чтобы этого достичь, мы должны узнать, что такое воля Божия. Мы оказываем послушание естественным законам, оказываем послушание законам государства, но мы не оказываем послушания законам Божиим, поэтому находимся в прелести и вообще не понимаем, кто мы. Человек, который познал себя, понимает свои страсти и немощи, понимает свою нищету духовную, и это не ведет его к  состоянию безнадежности. Это ведет его к тому, чтобы смириться и обращаться к Богу, просить Его милости. Через такое самопознание приходит смирение. И конечно, это все должно совершаться при свете Евангельских заповедей. Посредством мирской логики и мирского восприятия мы, конечно, это все по-другому видим.

 

      Где легче человеку жить, смиряться: в миру или в монастыре?


– Везде легко и везде тяжело. Когда мы с Богом – легко. Где бы Господь ни призвал человека служить, там он и должен служить. Потому что не все могут быть монахами и не все могут создавать семью. Конечно же, количество монахов небольшое, но эти люди нужны. Они как соль, которая делает пищу вкуснее. Но при этом мы не можем говорить, что все те, кто в миру, не спасутся. Это ошибка. Церковь не принимает такой точки зрения.

 

– Геронда, что делать, когда в монашеской жизни наступает период охлаждения, не вдохновляют духовные книги, появляются помыслы «зачем я пришел в монастырь»? Как выходить из такого состояния?

– В таких случаях нужно просить помощи духовника… Как больной человек должен пойти к врачу, чтобы он прописал ему лекарство, так и монах должен обратиться к старцу. Я вспомнил одну историю, когда к преподобному Паисию обратился монах, у которого была такая же проблема. Пришел и говорит:

– Я не могу молиться, не могу ничего духовного делать.

– Ну, хорошо, не делай, – отвечает геронда.

Монах удивленно переспросил:

– Что, совсем ничего не делать?

– Ну, если ты можешь хоть что-то делать, то делай…

– Хорошо, ты мне скажи, что из духовных обязанностей мне делать.

– Если можешь, проходи одну сотню молитв в день.

Монах ушел. Через неделю возвращается и говорит:

– Геронда, мне стыдно.

– Почему?

– Ну, я же монах. Только сто молитв читать мне?

– Именно так, а что ты хочешь? – спрашивает старец Паисий.

– Ты мне скажи, что делать.

– Хорошо, хочешь, возьми две сотни молитв в день.

Монах ушел. Через неделю опять возвращается, падает в ноги и говорит:

– Геронда, я согрешил, я попал в сети врага, помоги мне.

Старец Паисий спрашивает:

– Что ты хочешь?

– Я хочу делать то, что ты мне скажешь.


Старец сказал ему три месяца выполнять три четки в день, и так постепенно тот исцелился от этого состояния. Лекарство же мы пьем по одной таблетке, а не сразу всю упаковку. Поэтому я и сказал, что в таком состоянии нужно идти к геронде, потому что сам человек запутается, как некоторые люди выпивают все таблетки сразу и отправляются в другой мир.

 

– Часто бывает, что общение с духовником или игуменьей превращается в поверхностное, особенно в большом монастыре. Кажется, что не так воспринимают твои проблемы, и из-за этого остаешься в подвешенном состоянии, до чего-то сам доходишь. Вроде и есть духовник, но иногда теряешь доверие к нему…


– Никто сам не может найти решение, иначе запутается. Нужно попытаться найти того, кто поможет. Может быть, нужно написать письмо и отдать его духовнику. Что-то нужно сделать, чтобы в таком состоянии душа не оставалась одна. Когда духовник это прочитает, то это поможет.

 

– Как научиться принимать смирительный урок от духовника?


– Нужно воспринимать так: когда говорит геронда – говорит Господь. Тогда будет такое ощущение, что слово духовника – это слово Божие, воля Божия. Это говорю не я, а Господь в Священном Писании: Слушающий вас Меня слушает (Лк. 10:16). Да, духовник может в чем-то ошибиться, но если ты проявишь послушание, Господь тебя защитит.

 

Как научиться сохранить связь с Богом в суете и повседневных заботах?


– Пророк Давид говорит: Не убоишься стрелы, летящия во дни (Ср.: Пс. 90:5). Что это значит? Когда мы имеем молитвенное общение с Богом, когда хотим быть у Него в послушании, и наши отношения с Ним основаны на вере, тогда и в трудностях мы сможем выстоять, потому что будем иметь общение с Богом. Не имеет значения, что у меня много работы. Я должен в этой работе не терять общения с Богом. А чтобы научиться этому, нужно творить молитву. Когда ум наш куда-то уходит, мы должны возвращать его к молитве, работать над собой.

Как-то один адвокат пошел к старцу на Святой Горе Афон, и геронда у него спросил:

– Ты молишься хотя бы немножко?

– У меня столько всяких дел, что невозможно молиться, некогда.

– Когда ты утром просыпаешься, что делаешь?

– Иду умываться.

– В то время когда ты моешь свое лицо, ты не можешь говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»?

Могу. А это разве молитва?

Да, конечно, это молитва.

И когда адвокат ушел, тогда понял, что старец хотел ему сказать. Через год он вернулся и говорит:

– Геронда, я молюсь не только когда мою лицо, я молюсь, когда еду в свою контору, когда открываю документы…

Его жизнь наполнилась молитвой. И работа делалась, и общение с Богом было. Это практические вещи, которые мы должны воплощать. Молитва — великая сила! Молитва творит чудеса!

Расскажу недавний случай (их за мою жизнь было множество). Однажды я вспомнил о мужчине, с которым давно не общался. Оставил свою работу, взял четки и начал молиться за него. И в то время он позвонил мне. Я перекрестился и поблагодарил Бога. Этим я хочу показать силу молитвы. Поэтому, несмотря на жизненные проблемы, никогда не оставляйте молитву. Об этом я говорю братии своего монастыря. У нас 50 отцов, каждый несет свой крест, а я несу 50 крестов и еще свой личный. Но я же не сам несу, это Христос несет. Так же и наши проблемы несет Христос. Ты не один на своем послушании, рядом с тобой Господь.

 

Мы как-то были в женском греческом монастыре Ормилия, и нас поразил радостный дух сестер. Как научиться стяжать радость?


– Человек, который имеет такую радость, имеет общение с Богом. А когда кто-то имеет общение с Богом, то имеет мир, любовь, радость, простоту. Он не смотрит на то, что делают другие, он не осуждает, он смотрит вглубь себя. Я окормляю один женский монастырь и знаю эти вещи; то, что я вам говорю, это не просто слова, это жизненный опыт. И если человек радостный, то это не значит, что ему все легко дается, он просто доверяет Богу.

 

– На что особо стоит обращать внимание в монашеской жизни?


Основное это послушание. Но, конечно, должны возделываться и любовь, и сотрудничество между собой. Мы не должны дурными манерами общаться с сестрами, прихожанами. Каждый человек индивидуален, со своим характером, и мы должны научиться взаимодействовать со всеми, искать личный подход к каждому. Люди хотят понимания, диалога, терпения и любви к себе. Как говорит святой Григорий Богослов? Руководство душ это наука из наук! Мы не должны иметь к человеку властный подход, а должны подходить по-отечески, по-матерински. Поэтому и старцы, и старицы должны пережить в своей жизни испытания, чтобы потом понять своего послушника (послушницу).

 

Зачем нужны монастыри?



– Монастырь – это открытое окно в Небо. Когда душа приходит, чтобы стать монахом, ей нужно пройти через испытания, иметь духовное общение с герондой, герондисой и постепенно подготовиться для того, чтобы стать членом сестричества или братства. Сразу человека не постригают.

Одна из проблем – отношения с родственниками. Первое, что преподобный Иоанн Лествичник говорит о монашестве, это необходимость оторваться от родственников. Приведу пример из своей жизни. Я родился и вырос в городе Серос. Там был монастырь Иоанна Крестителя примерно XIII века. Когда я достиг такого возраста, когда мог стать монахом, я не пошел в тот монастырь, я пошел на Метеоры – 500 километров от дома. Я не хотел быть рядом со своими родителями. Владыка из города Серос написал мне письмо: «Что ты делаешь, здесь у нас есть нужда…» Послал моего брата, других людей, чтобы меня вернули, а я не вернулся, и не потому, что я их не любил (у меня были очень хорошие отношения с родственниками). Я не хотел, чтобы они приезжали, уезжали, чтобы какое-то движение было. Так я остался на Метеорах и пробыл там десять лет. Затем со Святой Горы, из монастыря Ксенофонт, где братство уже состарилось, написали мне письмо и пригласили к себе. И тогда вместе с 15 отцами я поехал туда. Владыка из города Серос, конечно, огорчился, но я ему сказал, что не со зла это сделал, а чтобы защитить себя. Монашество – это очень чувствительный цветок, и если нет подходящих условий, он не расцветает.

 

Беседовала инокиня Иоанна (Панкова)

Подготовил Димитрий Артюх

16.08.2017

Источник:Свято-Елисаветинского женского монастыря 

 

 

 

Возврат к списку

137