Послушание как путь к свободе

07 сентября 2021

57.jpg

Вначале Бог создал Адама и Еву свободными. Они могли принять Его любовь или отвергнуть ее; они могли эффективно использовать эту свободу или злоупотреблять ею.

Заповедь не вкушать от древа познания добра и зла, посаженного посреди рая, дала им такую ​​возможность. По словам святителя Иоанна Златоуста, познание добра было послушанием, а познание зла – непослушанием. Соблюдение заповеди, послушание помогло бы нашим прародителям правильно использовать свободу, привыкнуть к ней и утвердиться в ней. Они бы навсегда направили свою свободу к Богу и сделали бы свою волю идентичной воле Творца. Таким образом они достигли бы союза с Богом и обожения. Они смогли бы вкусить от древа жизни, т.е. стали бы бессмертными по благодати. Свобода была божественным даром, который, однако, они должны были сохранить и приумножить своими собственными действиями. Вот почему была дана эта заповедь.

Древний толкователь книги Бытия говорит, что Бог дал Адаму и Еве три вида деревьев: обычные, чтобы обеспечить их физическое выживание; древо добра и зла, чтобы обеспечить их благополучие; и древо жизни, чтобы гарантировать, что они будут иметь жизнь вечную. Другими словами, Он дал им материальные блага, а также свободу, которая подкрепляется практикой послушания и любви и венчается жизнью вечной, т. е. божественной. Адам и Ева получили бы эти дары постепенно, продвигаясь все выше, в зависимости от их собственной воли и способности соучаствовать. Однако непослушание наших предков лишило нас возможности приобщиться к высшим дарам Бога. Они были высланы в пустыню отсутствия общения с Богом. Душа, которая больше не питается Богом, злобным и фатальным образом ищет пищи из материальных благ.



quote.png

Свобода подкрепляется практикой послушания и любви и венчается жизнью вечной



Замена богоцентричной жизни эгоцентричной меняет порядок творения. Люди меняют центр мира. За этим следует разрушение и беспорядок в мире и в устроении жизни. Ум затуманен. Воля заболевает. Сердце становится злым. Таким образом, образ Бога запятнан и конечный результат – смерть. Непослушание привело не к нашему обожению, как думали первые сотворенные, будучи соблазненными дьяволом, а к нашему умерщвлению.

Православный взгляд на человека анализирует драму нашего непослушания, нашего падения и нашего изгнания из Царства Божественной Любви. Вместе с Евой первым Адам принес в мир непослушание и смерть, злоупотребляя даром свободы. Прародители оставили свой грех в наследство человечеству как болезненное состояние человеческой природы, как состояние эгоизма и отчуждения от Бога. По словам святителя Кирилла Александрийского, «природа познала грех из-за непослушания одного человека, т.е. Адама. Таким образом, многие стали грешниками не из-за того, что согрешили с Адамом, поскольку их тогда даже не было, но из-за того, что разделили его природу…».

Естественно, в истории человечества не было недостатка в праведных людях, которые правильно использовали свободу, направляя ее к Богу. Однако они не могли достичь первозданного состояния Адама с тех пор, как человеческая природа была поражена смертельной болезнью греха и не могла сама по себе ни обрести здоровье, ни освятиться. Эти праведники были ветвями благословенного дерева. На самом верху самой верхней и самой изысканной ветви, Пречистой Девы Марии, распустился цветок, Господь Иисус Христос, наполнивший своим благоуханием весь мир. «Отрасль от корня Иессеева и его цветок, Христос, Ты произошел от Девы».

Дева Мария была полностью послушна Богу. Она дала Ему всю свою свободу в качестве приношения совершенной любви и доверия: Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему (Лк. 1:38). Таким образом было исправлено непослушание нашей первой матери – Евы. Именно Ева первой сказала «нет» любви Бога и Его желанию возвеличить людей. Мария была первой, кто сказал «да». Милосердный Господь ожидал этого «да» как отказа от нашей свободы, чтобы «весь род Адамов» мог воплотиться и воскрес из мертвых.

Иисус Христос, новый Адам, исправляет непослушание первого Адама через Свое совершенное подчинение воле Небесного Отца: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39). Таким образом, он стал «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2: 8). Отцы говорят: «Послушание – жизнь; непослушание – смерть». Послушание Христа стало жизнью для всего мира. «Подобно Адаму, Он претерпел смерть, и таким образом Спаситель через послушание умертвил смерть» (Святой Фалассий).

Сейчас родилось новое поколение с Иисусом Христом в качестве их духовного основателя. Цель этого поколения – дать свободу Богу через послушание и, более того, послушание не по принуждению или обязательству, а по любви. Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8:35). Апостол Павел подчиняется всему, что происходит, чтобы не отойти от любви Христа. Это показывает, что суть послушания – это любовь. В этом новом благодатном состоянии дети послушания и любви достигают границ истинной свободы. Это свобода от эгоизма, страстей, страха, дьявола, смерти.



quote.png

Дети послушания и любви достигают границ истинной свободы



После того, как святитель Антоний много лет практиковал послушание, он достиг состояния совершенной свободы, любви и освобождения от страстей: «Я больше не боюсь Бога; я люблю Его. Ибо совершенная любовь изгоняет страх». Любовь – это также суть истинной свободы. Христиане достигают этого блаженного состояния после огромных усилий, которые они добровольно прилагают к своей эгоистической воле, чтобы подчиниться святой воле Бога: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Опыт святых можно описать так: «Дай кровь и прими дух». Пролитой кровью своего сердца вы очищаетесь от страстей. Тогда вы сможете получить благодать Святого Духа. Где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17).

Подвизающиеся христиане осознают, что свобода – это их жизнь в Боге и Бог, живущий в них. Для неверующих свобода заключается в эгоизме: «Я свободен, когда делаю то, что хочу». Для христиан свобода заключается в любви и в Боге: «Я свободен, когда делаю то, что хочет Бог». Как говорит святой Симеон Салоникийский: «Тогда в дело вступят воля и независимость людей, когда они добровольно захотят воли Творца» (Послание к Лавриотам). Свобода – это благодать, дар. Борьба верных заключается в том, чтобы внести свой вклад и сотрудничать с Богом, принять божественную Милость и не действовать против нее.

Свобода через послушание. Это кажется парадоксальным и противоречивым. То же самое и с Тайной Святой Троицы. Но в обоих случаях эти понятия верны именно потому, что они противоречивы. Они переносят нас в другое состояние бытия, в состояние будущего века. Если бы они не были таковыми, они бы оставили нас в той же ситуации, в которой мы находимся сейчас, в нынешнюю эпоху. «Если ум свободен от всех своих врагов и соблюдает субботу (т.е. воздерживается от работы), это другой, новый век, где размышляют о новом и нетленном» (св. Исаия Отшельник).

Рабы Христа становятся свободными. Христос освобождает всех, кто становится Его рабами. Когда люди хотят стать такими, послушными Ему, Он делает их Своими друзьями. Он приводит их в Свое Царство. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую Вам. Я уже не называю вас рабами (Ин. 15:14). В Церкви люди служат и повинуются Христу, и поэтому они становятся свободными. «Раб Божий крестится во имя Отца, Сына и Святого Духа». «Причащается раб Божий…». Благодаря этому служению христиане становятся детьми «благословенного Царства Отца, Сына и Святого Духа». Это Царство, в основе которого лежат свобода и любовь.



quote.png

Христос освобождает всех, кто становится Его рабами



Христиане пользуются этой свободой, особенно в Святом Причастии и богослужении. Достопочтенный старец Авксентий, монах нашего монастыря, уснувший в Господе в прошлом марте, умолял нас не мешать ему принимать участие в богослужении, даже несмотря на то, что он устал от возраста и был слеп. Он говорил: «Я чувствую свободу в церкви». На Божественной литургии и других службах мы освобождаемся от тления, смерти и дьявола; мы преображаемся и становимся нетленными. «Сейчас» становится «вечным», потому что мы участвуем в Царстве Божьем. Это настоящая свобода. Со всеми своими институтами Церковь помогает своим детям встать на путь свободы во Христе.


Архимандрит Георгий (Капсанис).



Источник: сайт Сретенского монастыря


Возврат к списку

137