Памяти последней настоятельницы Тадулинского монастыря — монахини Есфири (Вяль)

Памяти последней настоятельницы Тадулинского монастыря — монахини Есфири (Вяль)

 Дние лет наших в нихже седмдесят лет, 

                            аще же в силах, осмьдесят лет…   

                      Псалом 89

     23 декабря 1940 года, в возрасте 67 лет, скончалась монахиня Есфирь (Вяль), последняя настоятельница Тадулинского Свято-Успенского женского монастыря. Но не в стенах родной обители пришлось окончить свой земной путь матушке Есфири. В 1937 году она была арестована в Орле и сослана в Новосибирские лагеря. В медицинской справке указано, что причиной смерти стал рак грудной железы и старческая дряхлость.

 Настоятельницей Тадулинского монастыря монахиня Есфирь стала в марте 1922 года, сменив на этой должности 65-летнюю игуменью Анфису (Кузмицкую). Ольга Иосифовна Вяль (таково мирское имя матушки) родилась в д. Котово в 1873 году, в крестьянской семье. Образование она получила в народном училище, в 1890 году поступила в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, откуда была переведена казначей в Тадулинскую обитель. В Тадулинском монастыре монахиня Есфирь также несла послушание регента хора, а с 1914 года стала преподавать церковное пение в монастырском женском училище.

 В первые годы советской власти не издавалось специальных декретов о закрытии монастырей и храмов. Церковные общины и монашеские обители подвергались планомерному экономическому и административному давлению. В непростое время предстояло матушке Есфири руководить обителью. Труднее всего было выстроить отношения с новой властью и найти способ сохранить монастырь от полного разорения.В июле 1923 года приходская община Тадулинской Успенской церкви получила справку о регистрации в Витебском уездном исполнительном комитете. Председателем церковно-приходского совета была избрана настоятельница монастыря монахиня Есфирь (Вяль), секретарём – монастырский священник Николай Пригоровский. Тадулинская православная община состояла из 151 члена, включая 48 монахинь. Таким образом насельницы обители поддерживали приходскую и богослужебную жизнь в монастыре.

  В 1924 году из Суражского райисполкома в ЦК КП(б)Б поступило клеветническое письмо, в котором Тадулинский монастырь и его настоятельница были представлены как организаторы антисоветской деятельности в районе. В письме говорилось, что монастырь с 1919 г. под покровительством представителей местной власти  «творит чёрное дело против власти». Представитель райисполкома писал, что «всё, что есть в районе контрреволюционного и антиобщественного группируется вокруг монастыря, представители монастыря в лице членов церковного совета имеются в каждой деревне». Много другой клеветы и искажённых фактов было в этом письме. Власти искали повод, чтобы применить к насельницам обители репрессивные меры.

 Ещё одно испытание пришлось вынести матушке Есфири и сёстрам. В июне 1922 года под видом помощи голодающим Поволжья были изъяты ценности из монастырских храмов, причём представители власти забрали и богослужебные сосуды. Среди изъятых вещей также были наградные наперсные кресты игуменьи Анфисы и монахини Есфири. На просьбу возвратить кресты был получен отказ с формулировкой: «ношение наперсного креста монахиням не присвоено». Матушка Есфирь была вынуждена официально обратиться в комиссию с просьбой вернуть часть богослужебной утвари, выдать один медный потир с прибором взамен изъятых серебряных, так как в монастыре оставили только один, а престолов было четыре. Прибор возвратили, также комиссия вернула малоценные предметы.

 С началом осуществления новой экономической политики (нэпа) легализовать рабочую деятельность стало проще. В рамках действующего законодательства из числа насельниц обители была организована трудовая артель в количестве 50 человек под председательством монахини Есфири. В обращении к местным властям с просьбой зарегистрировать артель говорилось, что члены общины совместно личным трудом обрабатывают землю, имеют общие доходы и в срок выполняют продналог. Также указывалось на то, что члены общины выполняют различные «изящные кустарные работы и хотят быть полезными государству». В первые годы своего существования Тадулинская артель добилась прав на пользование монастырским садом и огородом.

Но в конце 20-х годов началось свёртывание нэпа, советское правительство взяло курс на коллективизацию. Частные и мелкие общественные хозяйства упразднялись. Витебский окружной исполнительный комитет принял решение о ликвидации Тадулинской сельскохозяйственной артели. В решении, принятом 14 марта 1928 года, отмечалось, что под видом артели существует и действует женский монастырь, который, как сказано, в основном живет за счет платы от населения за отправление религиозынх обрядов. На этом основании было решено артель ликвидировать, руководящие органы и монахинь выселить из округи, больных и нетрудоспособных передать в Собез или отправить к родственникам.

 Вероятно, принятое решение не было исполнено, и монастырская артель просуществовала еще более года, так как на заседании облисполкома в 1929 году было решено подтвердить постановление 1928 года «О ликвидации Тадулинской артели монахинь и организации новой артели из бедняков».  Мы очень мало знаем о богослужебной деятельности Тадулинской церковной общины в этот период. Известно, что 3 мая 1925 года в Котовский сельский совет Суражского района поступило письмо от группы верующих Тадулинского прихода Успенской церкви с просьбой разрешить пригласить епископа Иннокентия (Ястребова), проживающего в Витебске, на престольный праздник в честь святителя Николая. Этот праздник всегда торжественно отмечался в монастыре 22 мая. Письмо прошло различные инстанции – Суражский райисполком, Витебский окружной исполком – и получило резолюцию: «давать разрешения для выезда епископа Иннокентия на округ не желательно». Карандашом на письме была сделана приписка с пометкой «секретно» о том, что епископ Иннокетий, которого хотят пригласить верующие Тадулинской церкви, относится к старой монархической церкви, тогда как в Витебске есть также епископ обновленческой церкви. Тадулинский монастырь всегда поддерживал законную церковную власть и поминал Святейшего Патриарха Тихона. 

 Последние упоминания об Успенском соборе как о действующей приходской церкви обнаружены в архивных списках церквей и молитвенных домов и датируются 1929 годом. По воспоминаниям местных жителей, богослужения и таинства крещения в соборе совершались до 1939 года. 

 Дальнейшая судьба насельниц Свято-Успенского Тадулинского монастыря неизвестна. По воспоминаниям, кто-то остался в этой местности, кто-то ушел жить к родственникам. В фондах Государственного архива Орловской области имеются сведения о том, что бывшая настоятельница монастыря, монахиня Есфирь (Вяль), с 1930 года проживала в г. Орёл и работала одеяльщицей на фабрике имени Парижской коммуны. В 1937 году она была арестована и осуждена на 8 лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). В УФСБ России по Орловской области находится на хранении архивное уголовное дело, из которого следует, что монахиня Есфирь (Вяль) умерла 23 декабря 1940 года, отбывая наказание в ИТЛ Новосибирской области.

Взирая на трудный исповеднический подвиг матушки Есфири, приходят на память слова апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (послание к Евреям, гл.13: 7-8).


Источник: сайт Свято-Успенского Тадулинского женского монастыря

 

Возврат к списку

148