Часовни Валаама, часть 1

04 ноября 2022

1.jpg

Сайт Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря начал цикл статей о монастырских часовнях. В первой части рассказывается о значении часовен в христианстве и об истории часовен на Валаамском архипелаге.


Апостол Павел призывает христиан непрестанно молиться и благодарить Бога за все (1 Фес. 5: 17-18). Можно сказать, что часовня — это напоминание об этих словах, отображенное в камне.

Главной постройкой и сердцем Валаама является величественный Спасо-Преображенский Собор, в котором покоятся мощи святых основателей монастыря преподобных Сергия и Германа. 17 действующих и восстанавливающихся скитов, храм Игуменского кладбища, поклонные кресты, и прочие красивые постройки разных архитектурных стилей несомненно украшают и в тоже время дополняют монашеские острова.

Но есть и еще кое-что. Это около 20 часовен, расположенных в разных частях Валаама, часто не похожих друг на друга: больших и крохотных, деревянных и каменных, старых и новых, скромных в убранстве и богато украшенных. Кто-то может спросить: разве недостаточно на Валааме храмов и скитов? Зачем же еще нужно столько часовен, в которых даже и служб вроде бы не ведется. Действительно, что же заставляет валаамцев, кроме любви к прекрасному, строить такое количество часовен? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к истории возникновения часовен, понять их назначение, и узнать, всегда ли на Валааме любили строить множество часовен.


История возникновения часовен

2.jpgПридорожная часовня.

Часовни в христианском мире появились не менее 1500 лет назад. Они сооружались на местах погребения подвижников, в местах явления чудотворных икон и источников, и везде где это было уместно. В переводе с греческого, часовня (παρεκκλήσι) — дом молитвы. Из самого названия “часовня” следует, что она предназначена для чтения часов. Часовня – от древнерусского «час» — «время», отсюда «часы» — краткие службы, совершающиеся в Православной Церкви. Древняя церковная традиция предполагала, что мирянин читал не то, что мы знаем, как утреннее и вечернее правило, а часы, псалтирь, повечерие и полуночницу. Эти службы в основном и совершались в часовне. В кладбищенских часовнях традиционно совершается только отпевание. В часовнях над источниками освящается вода. А в дальних деревнях или пустыньках подвижников в часовнях совершали чины, близкие к литургии, обедницы, это когда читаются определенные молитвы и причащают уже освященными Дарами. Если сейчас для нас привычный вид часовни – это маленькая церковь, то в старину часовней мог являться простой столб с иконой, установленный вдоль дороги. Таким образом, со временем часовни перестали быть местом, где совершались молитвы по часам, а стали просто доступным местом, где любой проходящий мимо человек, мог помолиться.

Часовня может быть и памятником. В жизни христиан всегда происходили события, за которые хотелось особенно поблагодарить Бога. Это могла быть, например, победа в битве или завершение строительства.

Часовни-столбы (часовня у въезда в селение, высокое и узкое сооружение, высота — 2-3 метра, площадь — 50 на 50 сантиметров) имеют значение освящения места. Когда освящают квартиру — ставят кресты на стенах, а освящая деревню вокруг нее ставили часовни или кресты.

В часовне также могут храниться реликвии. Такая часовня-реликварий может находиться внутри храма: например, рака с мощами святого может быть оформлена как маленькое самостоятельное сооружение. Например, над ракой преподобных Сергия и Германа внутри собора возведена благолепная позолоченная часовня с куполками и с вставленными в нее образами.

Часовни строят на местах разрушенных храмов, если нет возможности восстановить сам храм.

3.jpg
Часовня Святого Иоанна Рыльского на станции "Святой Климент Охридский" в Антарктиде.

Еще один вид часовен — приписные к храмам. Никита Гайдуков, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ: «На планах некоторых храмов видно, что к ним сделаны пристройки-часовни. Особенно это характерно для монастырей. Эти пристройки могли быть связаны с трапезой или с погребением. Со временем они “оторвались” от храма. Например, храм стоит посреди села, а на кладбище — часовня». На кладбище можно увидеть оба типа часовен: часовня для отпевания (приписная к храму) и памятник на могиле, выполненный в форме часовни, куда можно пригласить священника для совершения поминальной службы. Вообще наиболее распространенная функция таких часовен — погребальная.

Часовня могла быть «оторвана» от храма для осуществления каких-то других функций. Сейчас в России большинство часовен приписные, даже если они построены в память о чем-то. Приписными являются и деревенские часовни: «В Псковской области, — рассказывает Никита Гайдуков, — почти в каждой деревне сохранились часовенки: шесть квадратных метров, четыре окошечка, две иконы. Дверь обычно не запиралась, можно было всегда прийти, поставить свечку. В праздник, на Пасху, священник после литургии объезжал часовенки в соседних деревнях и совершал молебны. По сути это были его маленькие приписные храмы. Не из каждой деревни и не каждый мог доехать до храма (хорошее крестьянское хозяйство нельзя бросить ни на сутки, ни на полсуток, если пять коров есть — две женщины на Пасху в храм точно не попадут)».

Часовня может быть вынесенным на улицу красным углом. Бывают просто ставят крест и делают открытую часовню, как сень над крестом.

4.jpg
Древняя часовня

Сходить на службу в храм – дело очень душеполезное, но часто возникает желание обратиться к Богу, не совсем по расписанию, а молитвенная атмосфера внутри часовен весьма этому способствует, помогая вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом.


История часовен на Валааме.

Часовня преподобных Сергия и Германа.

При игумене Макарии Валаамская обитель была уничтожена до основания, не осталось «камня на камне». Только святые мощи преподобных первоначальников Сергия и Германа оставались на Валааме в глубине могилы. Сохранилось предание, что шведы намеревались извлечь их из недр земли и предать публичному поруганию. При первых же к тому попытках, по молитвам преподобных, Господь послал на кощунников лютый недуг. Поняли шведы, как немощны они и ничтожны пред Богом и Его святыми угодниками. С тех пор они не помышляли и коснуться святых мощей, более того, стали почитать их. Чтобы место покоя преподобных не было потревожено, они построили над ним деревянную часовню.

Часовня, воздвигнутая в 1685 году наскоро, стала разрушаться; деревянный крест, осенявший могилу, едва держался. Иноверцы постепенно забывали святость места и чудотворную силу, охраняющую его. Один из прибрежных жителей (лютеранин) дерзнул низвергнуть ветхий крест, но тут же его постигла кара Божия: страшные язвы покрыли все тело, несчастный не мог сдвинуться с места. Его мучения приводили всех в ужас. Когда же он рассказал домашним, как и где все произошло, они вспомнили о святости почивающих там угодников Божиих. Больного повезли обратно, и испросив над святой могилой прощения, он был исцелен.

Вразумленный финн осознал безумие своего поступка и, вопреки учению своей веры, стал благоговейным почитателем преподобных. Он поселился в некотором отдалении от развалин, возобновил крест и часовню. Она стояла до 1717 года, до тех пор, пока по велению Петра Великого и по благословению епископа Корельского и Орешковского Аарона, архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх не начал возобновлять Валаамскую обитель.

После ухода шведских колонистов с Валаама, русские застали там только часовню, всё остальное было разрушено и разорено.


Часовни после 1717 года.

После 1717 года Валаамский монастырь постепенно начинает восста­навливаться и развиваться. Еще в 1715 году по указу царя Петра I он был приписан к Кирилло-Белозерскому монастырю.

За монастырской оградой постройки группирова­лись в двух основных местах: на горе, рядом с монастырем, и под горой, в непосредственной близости к заливу. На горе стояли конюшенный дом с кельей, кузница, ветряная мельница и Бла­говещенская часовня. У залива располагались баня, постоялые кельи, скотный двор, погреб, амбар и часовня.

Обитель росла, но в 1754 году на Пасху случился очередной пожар и монастырь выгорел дотла. Уцелели лишь Святые врата да Благовещенская часовня, в которой иноки и стали совершать богослужение. Погибли все запасы продовольствия и строительных материалов. Средства на восстановление пожаловала императрица Елизавета Петровна, и через два года были освящены новопостроенные Преображенский собор и Успенская церковь. Монастырь обнесли деревянной оградой с тремя часовнями по западной стороне.

Императрица Елизавета Петровна в течение 1754—1755 годов вкладывает крупные суммы в строительство монастыря. И уже к 1756 году он почти полностью отстроен заново.

Очень важным историческим документом, поз­воляющим нам представить архитектурный облик второго деревянного Валаамского монастыря, яв­ляется гравюра, помещенная в книге академика Н. Озерецковского «Путешествие по озерам Ладож­скому и Онежскому» (СПб., 1792).

5.jpg
Валаамский монастырь на острове Валааме

Судя по всему, на гравюре запечатлен июньский день. Возле берега, у причала, множество парусных судов — это приехали жители Приладожья на трех­дневную ярмарку, традиционно проводившуюся на Валааме летом. Кроме деревянных изб для приезжих на берегу много монастырских строений: амбары, склады, баня, рига и гумно, скотный двор. Рядом с пристанью деревянная Георгиевская часовня и еще одна часовня на самой приста­ни, на столбах, вбитых в дно залива.

Перед самым входом в монастырь стояла часовня, обшитая тесом, с высоким шатром, украшенная резным карнизом. К часовне примыкает крыльцо под двускатной крышей, резные балясины поддер­живают перила. Над южными Святыми воротами «обреталась» Благовещенская часовня, с главкой, обитой осино­вым лемехом, освященная в октябре 1754 года. Вся западная сторона ограды, единственная восприни­маемая со стороны Монастырской бухты, была дополнена часовнями: посередине, над воротами — Предтеченская часовня, на углу южной стороны — Ильинская, на углу северной стороны — часовня Космы и Дамиана.

С восточной стороны за оградой рядом с колод­цем стояла деревянная часовня, довольно значи­тельная по размерам, с крыльца которой читалось Евангелие во время крестного хода.[1]

Известно описание Святого острова, каким он был в XVIII веке. Пристать к нему можно было лишь с западной стороны, где на берегу стоял деревянный крест. Сразу за крестом начинался весьма крутой подъем в гору. На полпути к вершине, прямо перед пещерой, где жили преподобные Сергий и Герман, находилась деревянная часовня, тогда еще недавно поставленная, с образами в ней.


Часовни при игумене Дамаскине

6.jpgСтарая Покровская часовня, начало XX века.

Кроме больших и важных для обители капитальных построек, отец игумен Дамаскин, постоянно и много заботясь о духовной пользе паствы своей и вообще ближнего своего, устраивает по всему острову и принадлежащих к нему островам, в течении своего 42-летняго настоятельства до 20 часовен.

Частая встреча крестов и часовен имеет великое нравственное значение: она поддерживает, питает в каждом прохожем особенно благоговейные чувства, она как будто говорит ему, что он находится в священном месте, что идет по громадному монашескому саду, способствует возвышенному, духовно-нравственному, созерцательному настроению.

Нередко, в особенности в летнее время, прибывающие на Валаам не только со всей России, но и других земель многочисленные благочестивые богомольцы и путешественники приносят в этих часовнях, вдали от постороннего глаза, в благодатной тиши уединения, теплые молитвы Божией Матери и Святым, в честь коих воздвигнуты эти часовни. В некоторых местах благодетельны эти часовни и потому еще, что дают возможность многочисленным монастырским рабочим находящимся на разных хозяйственных послушаниях продолжительное время вдали от монастыря, в свободные от работы часы молиться Господу. Большею частью в часовнях этих читают псалмы.[2]

7.jpg
Часовня "Всех скорбящих Радосте", начало XX века


Часовни в начале XX века

В XIX веке по всему Валаамскому острову были проведены дороги, на перекрестках ставились поклонные кресты или небольшие деревянные часовни. Пять из них, сооруженных при Игумене Дамаскине, отличались своим благолепием. В начале XX века на Валаамском архипелаге и отдаленных островах, принадлежащих монастырю, находились 22 часовни.

«До двадцати часовен на Валааме, по островам, на пустынных дорогах, в дебрях: воистину — глушь святая. Бывало, зайдешь в леса: какая первозданность! Белки тут не боятся человека, и птицы не боятся. Да что белки! Не боится и крупный зверь. Слышишь — трещит по чаще. Стоишь и ждешь. И вот, выходит на дорогу… олень? Олень. С ветвистыми рогами. И смотрит, вкопанный, влажным, покойным взглядом, — без удивления, без страха. «А, ты это, человек… знаю тебя…» — так, будто, говорит молчанием, взглядом. И — ничего, перейдет дорогу. Пугает как-то нежданная такая встреча, будто нездешняя. И смутно припоминается, как будто: где-то… такое было..? Пройдешь — и новая встреча, тоже совсем нежданная: часовня. Глушь, дебри непроходимые, а тут, в полумгле заломчика, в часовне, — Богоматерь, лампада, воск, корочка хлеба, оставленная как дар — какому-нибудь доброму лесному зверю: Божий дар. Изумишься: в дебрях, лампада теплится! светит не Лику только, а этим дебрям, лесной глуши, чистой природе Божией. «Человек освящает дебри…» — помню, бродили во мне мысли, светлые мысли, рожденные этим светом валаамским. <…>

Куда ни пойдешь на Валааме — всюду встретишь, совсем нежданно, крест гранитный или гранитную часовню. Зайдешь далеко в лес. Дорога неведомо куда уходит. Впереди лес стеной, камень-глыбы. Забываешь, где ты… — и вдруг, на повороте, под широкой елью, как под шатром, — часовня. Дверь открыта; на аналое крест и евангелие; кадило, псалтырь, старинный, и благодатно взирает Богоматерь, или Спаситель, кроткий, призывает к себе трудящихся и обремененных. Иногда вылетит пичужка, покрутится над вами и влетит в часовню. А кругом первобытный лес. … Необыкновенное чувство испытаешь, когда увидишь лесную часовенку такую: так вот, будто, и освятит, и дебри не хмурятся и не пугают глушью, а свято смотрят, в самую душу проникают.»[3]

Игумен Харитон в 1941-м г. побывавший на острове, недоумевает: «Особая злоба излита на кресты. Кому они так ненавистны? Ясно, что злому духу, а люди являются лишь жалкими орудиями этого духа. Вот на проездной дороге воздвигнута Тихвинская часовня, которая была увенчана главкой с крестом, теперь с нее сорваны и крест, и глава! Владимирская часовня также обезглавлена и лишена святого креста, а иконы изъяты из часовен! Каменная часовня свв. Константина и Елены стоит с кощунственно испорченными образами. Казанская и Сергиевская часовни совершенно уничтожены. Часовня св. Зосимы и Савватия в Тростяной бухте и св. Косьмы и Дамиана на Петровском хотя оставлены, но первая стоит с испорченными образами, а последняя лишена украшавших ее святых икон».

Но свисток парохода заставил очнуться, и стала вырисовываться другая, удручающая картина: «Вот Покровская часовня, разрушенная еще в предыдущую войну. Минуем пристань, которая сожжена со всеми ее окрестными постройками, только часовня "Всех скорбящих радости" стоит с согнутым на ней крестом. Также и Благовещенская часовня стоит, но без образов. Поднимаемся по каменной лестнице на гору, где находится Знаменская часовня с золоченым крестом, плотно пригнутым к крыше.

8.jpg
Благовещенская часовня, середина XX века

Осквернению были подвергнуты все скиты, часовни и пустыньки, в большинстве – уничтоженные в послевоенный период.

Некоторые известные ранее и существующие ныне часовни:

1. Иконы Божией Матери «Знамение» рядом с келейными корпусами монастыря.

2. Часовни икон Божией Матери «Валаамская».

3. Часовня в честь Благовещения Божией Матери у пристани.

4. Часовня Смоленской иконы Божией Матери на полуострове Бобылек в Смоленском скиту.

5. Владимирской иконы Божией Матери по дороге на скит Всех святых.

6. Казанской иконы Божией Матери по дороге на Дивную Бухту.

7. Тихвинской иконы Божией Матери на острове Воссинансаари или Вощаный, впоследствии находилась по дороге на Воскресенский скит, у моста через протоку.

8. Покрова Божией Матери на берегу Монастырской бухты.

9. Во имя иконы «Всех скорбящих Радость» на пристани в Монастырской бухте.

10. Часовня Крестных страданий Господа Иисуса Христа у скита Всех святых.

11. Часовня Вознесения на Горе Елеон.

12. Часовня «Моление о чаше» напротив Гефсиманского скита.

13. Во имя Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, в местности Тростяное.

14. Во имя святого апостола Андрея Первозванного в Никонове.

15. Во имя святых бессребренников Космы и Дамиана в районе мыса Петровского.

16. Во имя преподобного Нила Столобенского в районе мыса Бредневый.

17. Во имя преподобного Сергия Радонежского, до 1880 г.

18. Во имя равноапостольных царей Константина и Елены на Германовом поле.

19. Иконы Божией Матери Псково-Печерской на острове Сосновый (Хонкасаари).

20. Во имя святого пророка Елисея на Байонном острове.

21. Во имя великомученика Георгия Победоносца на острове Мигорка (Ялаянсаари).

22. Во имя великомученика Димитрия Солунского на остове Елай (Мёккерике).

23. Во имя преподобного Серафима Саровского на Порфирьевском острове.

24. Часовня в честь Германа Аляскинского на Германовом поле.

25. Часовня на Игуменском кладбище.

26. Часовня Александра Невского на Порфирьевском острове.

27. Часовня в честь блаженной Ксении Петербургской.

28. Часовня над пустынькой схимонаха Николая.

29. Часовня маяк в честь Святителя Николая Чудотворца.

30. Часовня в честь преподобного Германа Валаамского на острове Сюскюянсаари.

31. Предтеченская часовня.

32. Часовня Архистратига Божия Михаила на территории воинской части.

33. Домовая часовня Святой Троицы на ферме.

34. Часовня Александра Свирского.

До наших дней сохранились четыре каменных старых часовни: икон Божией Матери «Знамение» и «Всех скорбящих Радость», Благовещения Пресвятой Богородицы и Крестных страданий Господа Иисуса Христа.

Почти в каждой часовне имелись: мантия, священное облачение, Крест, Евангелие, кадило, кропило, Псалтырь и другие богослужебные книги. Часовни в отдаленных местах острова находились недалеко от деревянных келий для монастырских рыбаков, которые в свободное время читали в них Псалтырь или совершали правило преподобного Пахомия Великого. Часто встречающиеся кресты и часовни поддерживали в каждом путнике благоговейные чувства, как писал отец Пимен: «Взойдет ли он в всегда отверстые двери часовни ­— божественные лики святых при окрестной тишине, нарушаемой разве легким шелестом листьев, располагают его к молитве, и сладость уединенного моления, вдали ото всех живущих, развивает в сердце его любовь к безмолвию и пустыне».

Чтобы успешно ориентироваться среди многочисленных островов Валаамского архипелага, кроме основных объектов-ориентиров были предусмотрены дополнительные ориентиры, не игравшие серьезной роли при движении по Ладоге. Большинство из них сейчас отсутствует, причем часть утрачена совсем недавно, в 70-е годы… При монастырских рыбацких промыслах стояли часовни Косьмы и Дамиана, Нила Столбенского, Зосимы и Савватия, указывавшие возвращавшимся с рыбной ловли монахам путь к берегу.[4]

9.jpg
Часовня святых равноапостольных Константина и Елены, конец XIX века

Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий в интервью после освящения часовни в честь преподобного Германа Аляскинского так говорит о часовнях на Валааме:

«Одной из особенностей Валаама является то, что здесь на ряду с собором, храмами, скитами есть еще много часовен. Эти часовни ставились для тех монахов, которые вели здесь пустыннический образ жизни, а таких было не мало. И вот рядом с кельями пустынников строили часовни, в которых подвижники возносили свои молитвы к Богу. Еще часовни часто посвящались праздникам или чтимым святым. Есть у нас очень редкая часовня около скита Всех Святых, которая именуется часовней «Крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа». Также очень часто часовни посвящались Божией Матери: Покровская, Всех Скорбящих Радость, Владимирская и т.д.

Многие из этих часовен у нас на Валааме используются по прямому назначению. Например, часовня преподобного Сергия Радонежского за Игуменским кладбищем, расположенная возле дороги, можно сказать, в лесу. Я часто там хожу и вижу, что люди там молятся, она всегда открыта. Приходят один или несколько человек читают акафист, ставят свечки. Это место идеально подходит для уединенной молитвы.

— А правда, что вы сами проектировали часовню Всех Валаамских Святых?

— Ну я не то чтобы проектировал, просто принимал в этом участие, как и почти во всех проектах, которые у нас здесь строятся: храмы, часовни. Как знаете, в городах есть главный архитектор, вот я можно сказать главный архитектор Валаама. Т.е. ничего без моего ведома, благословения здесь не происходит.

— Ну вы ведь со знанием дела…

— Со знанием дела… да, но эту часовню, в честь преподобного Германа, мы можно сказать проектировали «по старым чертежам» — по единственной сохранившейся фотографии (см. фото выше). Всех святых тоже, действительно очень хорошая получилась часовня. Но больше всего конечно мне нравится часовня Знамения Божией Матери или Царская часовня, которая находится перед зданием Зимней Гостиницы. Есть предположение что её проектировал Горностаев, потому что она очень хорошо сочетается с ансамблем Зимней Гостиницы, они просто, как бы дополняет друг друга. Очень хорошо она поставлена и спроектирована: грамотно, толково соблюдены пропорции, использовались прекрасные местные материалы. Поэтому из старых часовен это конечно шедевр.

Другая часовня, которая мне очень нравится, тоже Горностаевская, около скита Всех Святых — Крестных Страданий Господа нашего Иисуса Христа.

Ну а насчет часовни в честь Всех валаамских святых, в неё мы с архитектором вложили некоторые интересные идеи, постарались. Получилась современная часовня с павильоном для паломников и смотровой площадкой, с которой открываются прекрасный виды на Никольский скит и часовню в честь Валаамской Божией Матери. Вот, пожалуй, самые интересные наши часовни.»


Продолжение следует...



[1] В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск, 1990. Глава: «Страница вторая». С. 34-52.

[2] Архимандрит Пимен (Гаврилов), Валаамский письмоводитель, составитель книги «Валаамский монастырь» и других книг.

[3] Источник: И. С. Шмелёв. Старый Валаам.

[4] В. Р. Рывкин. По Валааму. Петрозаводск: Карелия, 1990. Глава: Первое знакомство. С. 7-25.



Источник: сайт Валаамского монастыря

Возврат к списку

129