20 июля в Спасо-Евфросиниевском монастыре почтили память преподобной Евдокии, великой княгини Московской, и отметили День Ангела игумении Евдокии

21 июля 2020
20 июля в Спасо-Евфросиниевском монастыре почтили память преподобной Евдокии, великой княгини Московской, и отметили День Ангела игумении Евдокии

20 июля в Полоцкой обители почтили память преподобной Евдокии (в инокинях Евфросинии), великой княгини Московской и отметили День Ангела игумении Евдокии.

20 июля – особый день для сестер Полоцкой обители. К нему все готовятся заранее и всегда ждут с особым трепетом, желая доставить Матушке игумении как можно больше радости и подарить ей как можно больше тепла.

19 июля, накануне праздника, митрофорный протоиерей Иоанн Гаврильчик в сослужении клириков монастыря совершил всенощное бдение.

20 июля он же возглавил Божественную литургию в Свято-Евфросиниевском храме в сослужении клириков монастыря и протоиерея Александра Балахонова, настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла агрогородка Валевка Новогрудского благочиния.

Богослужебные песнопения исполнили два хора сестер обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой) и инокини Анны (Крикет).

Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Сергий Антипорук. Поздравив всех с праздником, он сказал:

«Святой апостол Павел, обращаясь к евреям, говорил: “Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” (Евр. 13, 7).

Каждый святой угодник Божий является таким наставником для православных христиан. Не исключением является и ныне прославляемая угодница Божия – преподобная Евдокия, в иноцех Евфросиния, княгиня Московская. Говоря об этой святой, мы должны взирать не только на ее кончину, не только на ее последние годы, но и на всю ее жизнь. Она, как говорит нам сегодняшнее Евангелие, явилась той “мудрой девой”, сосуд которой был преисполнен елеем, преисполнен благодатью Божией. Эта святая угодница с юных лет явилась стяжательницей этой благодати Божией – этого святого елея для своей души.

Родилась она в непростое историческое время – время междоусобиц, когда и внешние враги непрестанно угрожали ее отечеству. Будучи дочерью суздальского князя Димитрия и его супруги Анны, она с юных лет была научена полагать всю свою жизнь на волю Божию. Девицей она сочеталась браком с князем Димитрием, позже прозванным Донским. На этот брак их благословил святитель Алексий, митрополит Московский. В браке она явила себя доброй христианкой, вся жизнь которой была шествием за Христом.

Несмотря на то, что она занимала высокую должность в государстве, жизнь ее была непростой и исполненной многих огорчений, скорбей и тягостей.

Вскоре после ее свадьбы с князем Димитрием Москву поразила моровая язва. Вслед за язвой Москва была опустошена пожаром, и вопли людей доходили до княжеского дома. В это непростое время Евдокия являет себя настоящей матерью не только для своих чад, но и для каждого человека, живущего в ее отечестве. Для всех она находила слова утешения, морально и материально поддерживая каждого, кто остался без крова, без имущества, кто был вынужден скитаться после пожара.

Казалось бы, испытания прошли и все должно было наладиться. Но вслед за этим случилось нашествие литовцев, которые опустошили Святую Русь и сожгли множество селений. Только оправилась русская земля от нашествия литовцев, как необходимо было сражаться с татаро-монголами. Княгиня, утешенная предсказанием преподобного Сергия Радонежского о победе русского воинства, неустанно молилась за своего супруга князя Димитрия Донского. И Святая Русь по молитвам этой угодницы и всего народа, который предстоял на молитве вместе с ней, заступничеством Царицы Небесной одержала победу на Куликовом поле. В честь этой победы преподобная Евдокия воздвигла храм в честь Рождества Божией Матери в Московском Кремле.

Однако ее испытания не прекратились. Князю Димитрию Донскому пришлось отправиться в Золотую Орду за великокняжеским ярлыком по благословению митрополита Московского Алексия, и Евдокия молится о его скорейшем возвращении.

Через некоторое время на Русь напали татаро-монголы и опустошили множество земель. И теперь уже за мирной грамотой едет не князь Димитрий Донской, а любимый его старший сын Василий. Конечно, сердце матери не могло не разрываться от печали и скорби за ту судьбу, которая его постигла. Вместо того, чтобы возвратиться с мирной грамотой, ордынский хан взял его в плен и потребовал неимоверную сумму денег, которую разоренное Московское княжество не могло выплатить. Два года ее любимое чадо пребывало в плену. Можно представить, что пережило сердце матери за эти два года. Спустя два года молодой князь сбежал из плена и возвратился на родину.

Но вскоре после этого княгиню вновь постигла тяжкая скорбь: на сороковом году жизни отошел ко Господу ее супруг. Оплакав его, она начала раздавать милостыню нуждающимся людям и непрестанно молиться о его упокоении, прося каждого возносить молитвы о нем.

После смерти супруга на Московское княжество восходит молодой князь Василий, который был в плену в Золотой Орде. Князь Димитрий Донской завещал, чтобы сын вместе с матерью правил отечеством, но мать уклонилась от управления государством и лишь молитвой, как надежной опорой, помогала своему сыну.

После смерти супруга злые и клевещущие языки начали очернять великую княгиню, пороча ее честь. Конечно, дети не верили этой клевете, но все-таки сердца их смущались. И тогда молодой князь Юрий, брат князя Василия, обратился к матери с вопросом по поводу этой клеветы. Княгиня несла великий подвиг постничества и воздержания, иссушала свое тело постом и молитвой, ношением власяницы и вериг, но даже самые близкие ее – дети – не знали об этом ее подвиге. И лишь когда они начали переживать по поводу этой клеветы, она собрала их в княжеском доме и открыла им свой подвиг. Увидев ее иссушенное и очерненное тело, такое, что плоть прилипла к ее костям, по словам летописца, дети припали к ее ногам и просили у нее прощение за то, что они мысленно поколебались в ее чести и достоинстве. До самой ее кончины они никому не открыли ее подвига.

Так несла княгиня свой жизненный крест, уповая, в первую очередь, на волю Божию, на Его милосердие, воспитывая своих восьмерых детей (пятеро сыновей и три дочери) во благочестии и вере.

Всю жизнь их сопровождали святые люди и окормляли их святое семейство: на брак благословил их святитель Алексий Московский; духовником преподобной Евдокии был святитель Феодор, игумен Симонова монастыря, а в дальнейшем епископ Ростовский; окормлял их семью преподобный Сергий Радонежский и являлся восприемником вместе с преподобным Димитрием Прилуцким при крещении детей. Многие благочестивые люди были причастны к этому святому семейству.

Господь, видя ее подвиг и ревность, подобно великим святым угодникам Божиим, посылает Архангела благовестить ей время ее кончины. Получив такое откровение, она попросила написать образ святого Архангела Михаила, явівшегося ей. Впоследствии эта икона стала храмовой иконой Архангельского собора Московского Кремля.

Желая последнее время своей жизни провести в иноческих подвигах, она устроила у ворот Кремля Вознесенский монастырь, где и приняла монашеские обеты незадолго до своей кончины. Сам монашеский постриг был ознаменован множеством чудес. Перед постригом один из нищих, слепец, в сонном видении получил откровение, что его исцелит княгиня Евдокия. Во время пострига он обратился к ней с просьбой исполнить обещание, данное ему во сне, но она сделала вид, что не заметила этого слепца, однако сама незаметно опустила край своей одежды на его главу. Он отер свои очи краем ее одежды и прозрел. Это было одно из чудес, сопровождавших ее монашеский постриг.

На третий день после своего пострига, приняв монашеские обеты в деревянной церкви Вознесения Господня, в благодарность Богу она повелела построить новый каменный храм, указывая при закладке храма место, где желала быть погребенной. По воле Божией она не дожила до этого момента. В 1407 году, в сей день, 20 июля по новому стилю, она мирно отошла ко Господу, предав ему свою душу.

Ее невестка, супруга князя Василия, продолжила строительство этого храма, но пожар Москвы не дал ей завершить это строительство. И лишь супруга князя Юрия Темного закончила строительство этого храма, который впоследствии стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства.

Перед нами – великий подвиг человека, который с юных лет служил Христу, с юных лет уповал на Бога и действительно, как говорится в Священном Писании, не был посрамлен Им, а получил награду на небе у престола Божия.

Будем же и мы, возлюбленные о Господе братья и сестры, в сей день, взирая на эту святую угодницу, стараться подражать, по слову апостола Павла, ее вере – вере не на словах, а на деле, которое выражалось в милосердии к бедным, нищим, убогим и больным, в деле, которое выражалось в добросовестном несении своих семейных обязанностей, в деле молитвенного стояния и за своих чад, и за свою семью, и за свое отечество, в деле благоустроения и благоукрашения храмов Божиих, в деле исполнения тех обетов, которые мы даем Богу. Это обеты, данные при крещении, это обеты, данные при монашеском постриге, это обеты, принесенные нами в те или иные годины испытания. Зачастую люди многое обещают Богу, когда их посещает та или иная скорбь, но не всегда исполняют эти обещания.

Будем стараться подражать преподобной Евдокии, в иноцех Евфросинии, чтобы наши слова и дела не расходились, тем самым уповая на то, что Господь и нас введет в Царство Небесное».

По окончании литургии был отслужен благодарственный молебен, после которого протоиерей Иоанн Гаврильчик от имени священнослужителей поздравил Матушку Евдокию с днем памяти ее небесной покровительницы, сказав:

«В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали о том, что Господь говорит: “помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 6).

Эти евангельские слова действительно исполнились на лике прославляемой угодницы Божией, преподобной Евдокии Московской, в иночестве Евфросинии. Еще до своего ухода в монастырь, терпя внешние лишения и скорби, напасти и искушения, она несла и внутренние духовные подвиги. Можно сказать, что ее княжеские чертоги превратились в монашескую келью, стали пустыней, где совершались подвиги молитвы и поста. И все это ради Господа, ради спасения своей души. Действительно, ее сердце было распахнуто для Бога, а ее душа давно желала уединения и стремилась к Богу. И несмотря на все внешние скорби, она никогда не теряла упования на Бога. Это говорит о ее великой верности Богу, о ее великом стремлении спасти душу.

И мы желаем, Вам, дорогая Матушка, чтобы по молитвам своей небесной покровительницы – великой княжны преподобной Евдокии – также были верны Богу. Чтобы ревность Ваша и стремление к Господу никогда не угасали в Вас. Чтобы сердце Ваше всегда было распахнуто к Богу. Чтобы душа Ваша горела пламенной любовью к Богу. Чтобы Вы шли к Нему путем, которым шла Ваша небесная покровительница – преподобная Евдокия, несмотря ни на какие напасти и препятствия. Она покрывала ближних и дальних своей любовью, молилась за них и поддерживала всех. Желаю, чтобы Вы ей подражали и, подобно ей, с каждым днем приближались к Богу и к вечной блаженной жизни, чтобы вместе с ней радовались и славословили вечно Господа в Его Небесных чертогах».

Матушка поблагодарила отца Иоанна за теплые слова, пожелав, чтобы «Господь по молитвам великой княгини Евдокии, в иночестве Евфросинии, благословил и укрепил всех на многая и благая лета».

По окончании благодарственных молитв по Святом Причащении, по древней традиции, сестры монастыря с архимандритом Никодимом (Генераловым) торжественным чином с Богородичной просфорой направились на праздничную монастырскую трапезу, где был совершен чин о Панагии.

После трапезы все вернулись в Свято-Евфросиниевский храм, где монахиня Феофания от имени всех сестер поздравила Матушку с праздником, а сестры исполнили торжественное многолетие и преподнесли свои поэтические и музыкальные подарки.

Затем Матушку поздравили представители сестричества города Новогрудка, сказав:

«С чувством великой радости и благодарности мы всегда ступаем на Полоцкую землю, потому что осознаем, что из маленького зернышка, брошенного много веков назад святой преподобной Евфросинией, именно здесь, по воле Божией, выросло древо женского монашества.

Мы неустанно благодарим Бога за возможность прикоснуться к этому древу в день, особый для обители, в день тезоименитства Матушки игумении Евдокии.

Для нас это древо символизирует березка. Девичья и женская чистота – это ее белизна, а черные насечки на стволе – это прообраз монашеского одеяния.

Удивительно, что именно березовая кора не пропускает воздух и влагу, поэтому дерево не подвержено гниению, то есть не портится. Но как же оно живет? Оказывается, кислород в ствол поступает через черные насечки. Благодаря им, то есть вам, монашествующим, это древо дышит. Вот такое оно уникальное.

Березовая кора в древности использовалась для письма. Она хранила важную информацию, которую люди хотели передать друг другу. Дорогая Матушка, примите от нас в дар вид монастыря, сделанный из кусочков бересты.

Сколько раз пытались «срубить это древо» – закрывали Полоцкую обитель. Но корень, заложенный преподобной, был так крепок, что давал новые ростки. Святая питала эти росточки своей пламенной верой и любовью так, что ни бури, ни ураганы не смогли их сломать. Ничто не смогло остановить их движение к небу, к Солнцу Правды – ко Христу.

Обращали ли вы внимание на березку у Спасо-Преображенского храма? Это древо становится все могущественнее, его ствол – все основательнее, его крона – все шире, его ветви – все гуще. А замечали ли вы, как от одной большой ветки отходит много-много маленьких?

Маленькие веточки – это вы. А на этих веточках – животворящие листочки. И как листочек впитывает в себя все плохое от окружающей среды, а взамен выделяет кислород, необходимый для мира, так и каждая из вас своими молитвами старается вернуть и привить к древу вечной жизни заблудшую душу грешника, словно обломившую веточку.

Согласитесь, березка – это дивное творение Бога, схожее с монашеством. Наши предки называли это деревце древом четырех дел. Первое дело – мир освещать: избы в древности освещали березовыми лучинами. И всем известно, что монах – это свет для мирян. Второе дело – больных исцелять: из березовых почек и ветвей готовили целительные отвары. Так исцеляются и наши души по молитвам монахов. Третье дело – чистоту соблюдать: здесь речь идет не только о березовых вениках, но и о внутренней чистоте помыслов, которой мы учимся у вас. Четвертое дело – о вере напоминать. В праздник Троицы храмы украшают березовыми ветвями, которые живут несколько дней, а потом засыхают. Это напоминание всем о том, что веточка жива, когда растет на дереве, а оторванная от дерева, погибает. Господь сказал: «Я есмь лоза, а вы – ветви» (Ин. 15, 5).

Как настоящая христианка, березка каждую весну, каждый Великий пост, тоже льет слезы покаяния и очищения, а ее цветки собраны в сережки, которые образуют подсвечники с желтыми свечечками. Сколько же надо помолиться ветке, чтобы цветочек стал листиком! Сколько же своих живительных сил ветвь отдает листочку!

У березы есть и плоды, хотя не все об этом знают. Это маленькие орешки. Также и вы, веточки, не всегда знаете, какие плоды дарует Господь по вашим молитвам.

Вот они – ваши плоды: люди со всего мира стекаются в Полоцкий монастырь к святой преподобной. С чем же для них ассоциируется обитель? Может быть, с финиковой пальмой или инжиром? Да ведь это и не важно. Главное, чтобы у них на родине это древо приносило плоды. И сегодня, Матушка, мы дарим Вам постный букет из заморских плодов.

Маленькие веточки любуются своей зеленью, трепещут от легкого дуновения ветерка, порой забывая, что держатся они благодаря большой ветке. Ведь именно через нее невидимо поступает к ним от векового корня все необходимое для духовной жизни.

Но не всегда быть весне. Наступает и осень. Листья желтеют. Желтый цвет – это цвет зрелости. А потом, в свое время, листья опадают для того, чтобы, по Божией воле, соединиться со своим корнем и стать той благодатной почвой, которая родит новую жизнь, чтобы каждый год ждать весны духовной и хранить свою веру, как это делала святая Преподобная Евфросиния».

Матушка с признательностью приняла все подарки и сердечно поблагодарила Новогрудское сестричество за такое удивительное поздравление, вручив ответно каждому сладкие подарки.

Затем игумению Евдокию поздравили ученики воскресной школы под руководством директора школы монахини Киры. Дети с особым воодушевлением прочитали стихи, исполнили многолетие, спели кант «Странник», рассказывающий о временном пребывании человека на земле и конечной его цели – достижении Царства Небесного, и трогательную песню об Иисусовой молитве – главном щите каждого православного человека. Ребята подарили Матушке цветы и подарок, сделанный своими руками – «Мешок радости и духовной сладости». Матушка тепло поблагодарила всех и вручила каждому сладкий подарок.

Матушку также поздравили монастырские работники и гости, специально прибывшие в этот день, чтобы выразить ей свою благодарность и получить благословение.

Многая лета дорогой Матушке игумении Евдокии!!!

Возврат к списку

7