Для комплексной реставрации Александро-Невской лавры понадобится 30 лет, считают специалисты

23 сентября 2022

3.jpg

В начале декабря начнется реставрация Александро-Невской лавры в Петербурге. Она займет не один десяток лет и станет самой масштабной в истории. В декабре для посетителей закроют главный собор монастыря – Троицкий. Восстановительные работы в здании займут три года.

Не менее тридцати лет продлится научная реставрация всего комплекса Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Исторический ансамбль Монастырского острова, которым заканчивается Невский проспект, требует кропотливой работы многих специалистов, и восстановление должно пройти так, чтобы еще по крайней мере полтора последующих столетия можно было бы не возвращаться к теме реставрации монастырских строений и ландшафтов.

О задачах и особенностях масштабного плана реставрации Александро-Невской лавры, об открытии выставки «Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Архитектурно-художественное оформление интерьера» в Москве рассказали участники пресс-конференции, которая состоялась 20 сентября в пресс-центре МИА «Россия сегодня».

press-conf.jpg

Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерей Леонид Калинин в начале встречи подчеркнул духовное значение Александро-Невской лавры не только для Санкт-Петербурга, но и для всей России, а также градообразующее ее значение для северной столицы. По его словам, перенесение мощей св. блгв. князя Александра Невского из Владимира в Петербург при Петре I стало «ключевым моментом в духовной истории России». Упомянув о трагических страницах истории Александро-Невской лавры в ХХ веке, священник рассказал о возрождении обители, которое успешно продолжается по сей день, во многом благодаря «высочайшей степени самоорганизации церковных структур в их соработничестве с госорганами, с охраной культурного наследия», что можно назвать прямо-таки «симфонией». «Наше общество дозрело до того, что мы не строим баррикад внутри страны, мы не делим людей на красных и белых, но понимаем, что наше культурное наследие нуждается в общей заботе», – сказал протоиерей.

И «беспрецедентный», «грандиозный» по объему проект реставрации, который включает 13 объектов в самой лавре и еще 11 на территории Монастырского острова, не состоялся бы без «святого покрова Александра Невского». «Его прозорливость оказалась через тысячелетия вперед действенной, работает в наши дни – волей или неволей, хотим или не хотим…», – отметил о. Леонид.

Восстановление Александро-Невской лавры фактически началось с 1997 года, и в первые годы работы носило спасательный, противоаварийный характер, рассказал помощник наместника лавры по реставрации и сохранению объектов культурного наследия, заместитель епархиального архитектора Санкт-Петербургской митрополии Алексей Одинцов. В преддверии 300-летия обители специалисты впервые задумались о концепции не только реставрации, но и развития всего комплекса Монастырского острова (а это без малого 17 га площади). В 2013 г. первая такая концепция была создана и начала реализовываться в отношении 13 зданий лавры (появились проекты, начались некоторые работы), но необходимо разработать и способы восстановления зданий Духовной академии и семинарии, резиденции митрополита, жилых корпусов, многих других сооружений, а также зеленой зоны, то есть «всего острова целиком». Разработчики концепции придают большое значение зоне «перехода из города в монастырь» – она должна быть «и грамотной, и эстетически приемлемой, и нести просвещенческую задачу».

«Жемчужиной» Александро-Невской лавры, ее доминантой называют Троицкий собор. По словам Одинцова, планируется, что его реставрация займет три года. Уже в декабре кафоликон лавры закроют для посетителей. Примерно два года потребуется для реставрации Духовной академии, 2-3 года – для предварительного проектирования реставрации других объектов. «Думаю, порядка тридцати лет займет общий объем реставрационных работ… В 30 лет уложимся, если будем очень стараться», – сказал архитектор. Он отметил, что на первый этап уже выделено около 3 млрд. руб. – эту сумму планируется освоить за три года.

«Такой большой срок – это говорит о том, что будет работать небольшая группа профессионалов, но это будет научная реставрация…, кропотливая, длительная, но очень качественная работа, чтобы хотя бы 150 лет к этому не надо было возвращаться, чтобы нам не увидеть повторения реставрационных работ», – прокомментировал о. Леонид Калинин.

Руководитель архитектурно-реставрационной мастерской Ольга Крюкова – автор проекта реставрации интерьера Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Она сообщила, что с особенностями этого проекта и его деталями можно ознакомиться на выставке, которая откроется 28 сентября в выставочном зале Московского архитектурного института на Рождественке. На пресс-конференции она рассказала о том, что данный проект создан большим кругом специалистов на основе исследований реставраторов, которые велись 20 лет.

Как известно, собор был построен в екатерининское время по проекту Старова, в начале XIX в. свой вклад в изменение облика собора внес Кваренги, а в третьей четверти этого же века интерьеры оформил академик архитектуры Солнцев. Именно солнцевский проект отображен на акварели 1862 г., которая хранится в митрополичьем корпусе. Это изображение Троицкого собора стало отправной точкой для проекта реставрации главного храма старейшего монастыря Санкт-Петербурга.

Крюкова пояснила, что нынешний вид собора – это результат ряда перестроек и реставраций ХХ века. Так, в советское время в соборе воздвигли хоры; в конце ХХ века в интерьер были внесены преобладающие охристые тона; живопись очень затемнена многолетней копотью от свечей, с которой не могли справиться даже реставраторы последних лет. Очевидно, что восстановить внутренний облик собора на конец XVIII века сейчас невозможно. Решено было ориентировать реставрационный проект на вторую половину XIX в., когда Солнцев «очень щадяще, внимательно подошел к тому, что осталось от его предшественников, он создал интерьер, более подходящий для храмового пространства»: ввел позолоту, символику – повторяющийся крест на голубом фоне, разделку под камень палевого оттенка всех элементов ордерной системы. Все это было сохранено в целом до предвоенного периода, потом значительно изменено в ходе реставраций конца 50-х гг. и в 80-е гг., но нынешний проект будет стремиться к облику 1862 года. Как это будет выглядеть – увидят посетители выставки в Москве. «Конечно, мы привыкаем к интерьерам, которые мы видим, но нам светят значительные изменения, однако все они обоснованы», – заключила Крюкова.



Источник: «Благовест-инфо»

Возврат к списку

129