Ученый: благодаря археологам в истории Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря открываются новые страницы

26 января 2023

в текст.jpg

О новых свидетельствах уникальности Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря рассказал, выступая на выездном семинаре «Республика Беларусь: от истоков до современности (исторический путь государственного строительства)», ректор Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова, доктор исторических наук, профессор Денис Дук.

Семинар проходил 25 января 2023 года в Минске на базе Академии управления при Президенте Беларуси. Организаторы — Совет Республики совместно с Национальной академией наук, Академией управления при Президенте, Национальным центром законодательства и правовых исследований. В мероприятии принял участие почетный настоятель Прихода храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» города Новополоцка архиепископ Феодосий (Бильченко).

Денис Дук обратил внимание участников семинара на следующее:

wb.jpg

«Богатое духовное наследие Византии в XI–XII веках стало основой расцвета культуры земель-княжеств на территории Беларуси. Своеобразие Полоцкой земли отчетливо проявилось в феномене Евфросинии Полоцкой — полоцкой княжны, внучке известнейшего полоцкого князя Всеслава Брячиславича и великой христианской сподвижнице. Евфросиния, будучи настоятельницей Спасской обители, была известна на широком пространстве от Константинополя до Рима и была почитаема во всем славянском мире.

Бессмертным свидетельством данного тезиса являются фрески Спасо-Преображенского храма в Полоцке, воздвигнутого зодчим Иоанном по задумке и воле Преподобной. Фресковая живопись в этой церкви сохранилась практически полностью и представляет широкую панораму сюжетов, составленных самой Евфросинией. В числе сюжетов росписи храма помимо упомянутого православного культа Бориса и Глеба присутствует изображение Вацлава Чешского как напоминание о том, что братоубийство равно губительно для всех христианских правителей.

Евфросиния Полоцкая являлась обладательницей двух актовых печатей – личной, как просветительницы и духовной особы, и парадной – как игумении известного территории Древней Руси и Византии Полоцкого Спасского монастыря».

Упомянутые актовые печати были обнаружены во время археологических раскопок Спасо-Преображенской церкви, которые проводятся с 2015 года. Практически ежегодно благодаря совместным усилиям археологов Полоцкого государственного университета (Республика Беларусь) и Государственного Эрмитажа (Российская Федерация) в истории храма открываются новые страницы. На текущий момент можно с уверенностью утверждать, что Спасо-Преображенская церковь монастыря представляет собой уникальный в мировом культурном наследии памятник архитектуры. Изучение и реставрация храма стали возможными благодаря всесторонней государственной поддержке и финансированию.

Отметив, что Полоцкое и Туровское княжества являлись первыми историческими формами белорусской государственности, а Туров и Туровская земля с конца Х века находились в орбите политического влияния Киева, ученый подчеркнул:

«При этом Туров имел яркие черты своеобразия. Процесс христианизации происходил в Турове одновременно с Киевом и связан с именем киевского князя Владимира Святославовича. В Киевской земле крещение проходило по воле великого князя. В Полоцке данный процесс проходил синкретично, в распространении христианства были заинтересованы и полоцкие князья, и бояре, и все полноправные горожане — мужи полочане, что позволило историкам уверенно считать 992 год основанием полоцкой епархии, а также началом укоренения на наших землях народного христианства».

«В то же время полоцкие князья четко осознавали неразрывную связь с общим корнем — династией Рюриковичей и князем Владимиром Святославичем — крестителем Руси — как очевидный постулат главенства общехристианских ценностей и восточнославянского единства. Также при всех упомянутых чертах своеобразия и обособленности полоцкие князья разделяли свою причастность к культурной, политической и идеологической (восточно-христианской) общности Древней Руси. Недаром именно в Полоцкой земле одним из первых прочно укоренился главный восточнославянский христианский культ Бориса и Глеба, в честь которых были названы старшие сыновья знаменитого полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Символом равного статуса трех центров государственности Древней Руси — Руси Киевской, Новгородской и Полоцкой — являлись соборы Святой Софии», — сказал ученый.



Источник: SB.BY-Беларусь сегодня

Возврат к списку

140