Тайна Мамврийского дуба

02 июня 2023

d6.jpg
Мамврийский дуб. Справа молодой побег в виде небольшого куста

Наступил праздник Святой Живоначальной Троицы (Пятидесятница). Свое первое название он получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое обещал Иисус Христос перед Своим Вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви. В праздник Пятидесятницы была образована Вселенская Апостольская Церковь, и поэтому мы чествуем день ее рождения!

maxresdefault.jpg

На Руси к этому радостному событию храмы наряжают по-особенному: пол устилается свежескошенной травой, иконы украшаются березовыми ветвями, а цвет священнических облачений – зеленый, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других Православных Церквях употребляются также облачения белого и золотого цветов).

Поэты радостно воспевали этот праздник в своих произведениях. Нина Луговская однажды написала:

«И любое
Божье творение,
Повторяя молитву вслух,
Славит
Вечное единение –
Бог-Отец,
Бог-Сын
и Бог-Дух!»

С ветхозаветных времен в Библии рассказывается, как еще до святого события Пятидесятницы Бог-Троица не однажды открывал Себя миру. Особое, таинственное явление Бога Аврааму произошло у дубравы Мамре, а конкретно – под деревом, которое по сей день называется Мамврийским дубом. Это место расположено в нескольких километрах севернее города Хеврона, где находится колодец Авраама, и с древних времен считается святым.

Здесь разбил свои шатры Авраам, под сенью этих деревьев он жил, принимал странников и воздвиг алтарь. О событии пришествия Бога к праотцу Библия рассказывает так: однажды «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного» (Быт. 18: 1). Авраам предложил трем Ангелам, явившимся ему в образе путников: «Отдохните под сим деревом» (Быт. 18:4). Можно сказать, что началась новая страница в истории человечества, которая предварила приход на землю Господа нашего Иисуса Христа.

Поразительно, но Мамврийский дуб сохранился в веках и тысячелетиях. Иосиф Флавий пишет, что «Авраам жил вблизи дуба Огиг (такая есть местность в Хананее, невдалеке от города Хеброна)». Слово «огигос» по-гречески означает «древний», «почтенный».

Русский паломник XII века игумен Даниил в своем «Хожении» в Святую Землю в 1104–1107 годах с восторгом сообщает: «Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей – полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!»

С тех пор дуб сильно разросся… В начале XX века его ствол имел в окружности семь метров. Он был разделен на три массивных ветви, как бы символизирующие Святую Троицу. Под этими некогда раскидистыми ветвями паломники по прибытии устраивали скромные трапезы. Невдалеке от «живой святыни» растут еще два дубка, которым около 200 лет. Верующие люди окрестили их деревьями Авраама и Сарры.

Хевронский исполин не был похож на дубы, растущие в России. Желуди у него росли в больших мохнатых и колючих шапочках, а листья были мелки и узки, обведены по краю колючими зубчиками. Листва не опадала всю зиму, только ее зелень тускнела и ярче подсвечивалась желтизной. Такие дубы встречаются в Греции: у монастырей Афона и Метеоры зеленеют уже далеко не молодые отростки того самого, Мамврийского дуба.

38.jpg
Монастырь Святой Троицы. Хеврон

В середине XIX века священное место Мамре стало принадлежать России. В 1868 году начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрел участок земли, на котором произрастал Мамврийский дуб. Благодатный уголок стал привлекать русских паломников, и постепенно площадь владений Русской Церкви расширялась. С собой паломникам можно было взять упавшие веточки, желуди да листья соседних дубов, которые собирали для продажи семьи тех самых сторожей. А в утешение паломникам за трапезой в приюте архимандрита Антонина подавались «Авраамовы лепешки», приготовленные на манер тех, какими Авраам должен был угощать Божественных Странников, и «Авраамов квасок», то есть легкое вино лозы Мамврийской дубравы. В XX веке, к огромной радости верующих, устремленных к молитве, поблизости воздвигли монастырь Святой Троицы.

Но, к прискорбию, через малое время все трагически изменилось. После переворота, совершившегося в России в 1917 году, поток богомольцев иссяк. Однако эта святая земля сохранилась для нашего Отечества и сначала перешла во владение Русской Православной Церкви Заграницей, а затем, с 1997 года, при участии Ясира Арафата была передана Русской Православной Церкви.

Мамврийский дуб стоял сорок веков после явления под ним Бога праотцу Аврааму. В иконографии он символизирует древо жизни. В Святой Земле есть верование, что Мамврийский дуб стоит от сотворения мира, а некоторые даже говорят, что и стоять будет до скончания века.

Вдруг случилось так, что в конце XX столетия он начал разрушаться и засыхать. Объяснение этого печального факта можно находить отчасти в естественном стремлении наших благочестивых паломников рвать себе на память с дуба листья, ломать целые сучья для посошков, сдирать кору для написания на ней образков Святой Троицы и делать еще много чего больного для дерева, забывая, что живую природу, как и все Божьи творения, надо беречь.

Когда мне посчастливилось путешествовать по Святой Земле, то в моем путевом дневнике остались записи: «Священный дуб сейчас – это наклонившийся до земли, со всех сторон подпираемый железом остов некогда величественного святого древа. Сверху кажется, что дуб, словно старый витязь, одетый в стальную кольчугу, охраняет наш хрупкий и, увы, не вечный мир».

В девяностых годах ХХ века его еще украшали листочки. По воспоминаниям схиигумена Иеронима (Верендякина) из Санаксарского монастыря: «Дуб этот высокий, толщиной в три обхвата. В 1992 году, когда служили там службу Святой Троице, то было только три листочка на том дубе и один стебель. А в этом году уже два стебля, уже зеленые ветви, стало листьев больше. Значит, жизнь будет продолжаться. Некоторые хотят уничтожить этот дуб. Раза три покушались на него, хотели сжечь. Маслом обливали. Но дуб не горит. Масло сверху горит, а дуб – нет. Очень большая благодать исходит от этого места. Когда служители там служат, говорят, невидимая, как туман, благодать Святой Троицы является... Дуб этот – не просто дуб, там престол Святой Троицы. Положишь такой кусочек (от него) больному – он исцелится».

Последний зеленый лист на основном стволе Мамврийского дуба наблюдали в апреле 1996 года. Однако, к великому утешению всех нас, Бог приклонил Свою милость к человечеству: рядом с засохшим дубом-патриархом уже в 1997 году появился молодой побег священного древа. Произошло чудо: мало того что от корня засохшего великана получил жизнь маленький росток, так и ствол его тоже расходится на три отдельных ответвления, как бы показывая собой непрекращающееся свидетельство о Святой Троице и Воскресении Христовом.

Вслед за святителем Иоанном Златоустом так и хочется воскликнуть:

«Воскресе Христос, и радуются Ангели.
Воскресе Христос, и жизнь жительствует.
Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.
Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть.
Тому слава и держава во веки веков. Аминь».

Но вернемся в земную реальность. Сейчас российские специалисты ведут работы по освобождению ветхозаветного дерева от отмерших частей, которые препятствуют росту новых побегов из его корней. За последние годы молодая поросль у корней дуба стала гораздо выше и пышнее. А в русском Горненском монастыре в Иерусалиме паломникам показывают рощицу у стен обители: она успела подняться от росточков все того же Мамврийского дуба!

У Господа все в нашем мире окружено любовью и заботой. Даже деревья имеют свою судьбу, о чем говорит нам история Мамврийского дуба.


Источник: сайт Сретенского монастыря

Возврат к списку

125