Русская афонская обитель Святителя Николая Чудотворца («Белозерка»)

10 июня 2017
Русская афонская обитель Святителя Николая Чудотворца («Белозерка»)


Стремительный расцвет русского монашества на Святой Горе Афон во второй половине XIX – начале XX веков привел не только к возрождению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, но и образованию других русских святогорских обителей. Помимо Свято-Ильинского и Андреевского скитов, на Афоне возникают многочисленные русские келейные обители, некоторые из которых по своей численности превышали греческие монастыри.

Так русская келлия свт. Иоанна Златоуста насчитывала около 100 человек братии. Русская келлия свт. Николая («Белозерка») – 85 человек, келлия Иоанна Богослова – более 80 человек, Благовещенская келлия – более 70 человек, келлия Игнатия Богоносца – 50 человек, келлия Святой Троицы – около 50 человек.

Всего на Святой Горе к началу ХХ века насчитывалось более 80 крупных, средних и малых русских келейных обителей, а также 187 калив. Общее число русских монахов на Афоне в этот период составляло около 5000 человек, что превышало общее число греческих, болгарских, сербских и румынских иноков Святой Горы.

Одной из самых известных на Афоне была русская келейная обитель, посвященная в честь Святителя Николая Чудотворца.

Глубокое почитание Святителя Николая Чудотворца всегда на Руси имело широкое распространение. Перенесли эту благочестивую традицию русские святогорские иноки и на Афон.

Проявлением такого благоговейного почитания памяти Святителя Николая стало основание на Святой Горе русской келейной обители, посвященной святому чудотворцу. Ныне ее все знают как келлия «Буразери». Однако еще в 50-е годы ХХ столетия на Афоне все называли ее на русский манер – «Белозерка».

Располагается обитель недалеко от Кареи, административного центра святогорской монашеской республики, и принадлежит сербскому Хиландарскому монастырю.

По преданию, устроителем келлии был святитель Савва Сербский. Долгое время в ней подвизались иноки сербской национальности. Однако к концу XVIII в. она пришла в упадок.

Известно, что в середине XIX в. в обители подвизались русский старец о. Паисий и ученик его о. Серафим.

Но настоящим возобновителем и устроителем келлии стал русский иеросхимонах Антоний, ученик известного афонского старца Хаджи-Георгия. По благословению и при материальной поддержке старцев Русского Свято-Пантелеимонова монастыря Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина) в 1882 году он выкупил и принялся ее восстанавливать и обустраивать заброшенную древнюю обитель. Вместе с о. Антонием в келлию переселилось 12 человек русской братии.

Вскоре после этого о. Антоний отошел ко Господу, после чего обитель возглавил его ученик иеросхимонах Неофит. После него во главе обители стал деятельный старец иеросхимонах Петр, рукоположенный в сан священника в 1893 г. по благословению старца Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) Вселенским Патриархом Иоакимом III.

При о. Петре в келлии подвизалось уже 85 человек русской братии, из них 17 священнослужителей (13 иеромонахов и 4 иеродиакона). Были отстроены два храма: верхний в честь святителя Николая Чудотворца и нижний во имя Покрова Божией Матери, новые корпуса и келлии. Поскольку обитель всё увеличивалась, перед началом Первой мировой войны настоятель имел намерение заложить новый соборный храм.

В обители имелось несколько братских корпусов, один из которых – трех-этажный. В них располагались трапезная, архондарик, братские келлии, иконописные и другие мастерские. Также русские «белозерцы» построили подворье для паломников в Константинополе и гостиницу для паломников в Дафни. На средства «белозерцев» частично содержалась и русская школа в Константинополе.

На повестке дня стоял вопрос о преобразовании русского келейного братства «Белозерки» в отдельный русский скит, однако этому начинанию воспротивились представители греческих монастырей в Протате.

Когда на Лондонской мирной конференции 1913 г. обсуждалась судьба Афона как автономного всеправославного центра, «Братство русских келлий Афона» выступило с инициативой, чтобы Святая Гора оставалась автономной монашеской республикой под покровительством православных государств, издревле имеющих свои обители на Афоне: России, Греции, Сербии, Болгарии и Румынии. Тогда же Братство пыталось поднять вопрос о предоставлении Пантелеимонову монастырю статуса Лавры, Андреевскому и Ильинскому скитам – статуса монастырей, а крупным русским келейным обителям – статуса скитов.

К сожалению, против этой инициативы категорически выступили 17 греческих монастырей Афона, обратившиеся с протестом к участникам Лондонской конференции.

В своем меморандуме греки писали:
«Свобода есть создание эллинизма и, если в настоящее время варварские и дикие народы пользуются этим благом под греческим знаменем, то неужели мы, афонские монахи, будем порабощены властью народа менее либерального, менее прогрессивного и менее цивилизованного? Никогда!».

В результате, предложения Братства так и не были реализованы, а многочисленные русские обители, в т.ч. и «Белозерка», так и не смогли получить статус скитов.

После трагических событий 1917 г., когда всякая связь с Афоном в пределах большевистской России была утрачена, многие русские обители на Афоне запустели и пришли в упадок. Не имея более поддержки из родного Отечества, такая печальная участь к середине ХХ века постигла и русскую келлию «Белозерка».

В 1962 г. от 85 человек русского братства здесь оставалось всего 4: один иеромонах 84 лет, другой иеромонах уже не служил по болезни и старости, 1 старенький иеродиакон, полуслепой и тоже не служащий по болезни, и один старенький монах.

Уже через шесть лет умер последний населиник «Белозёрки» — иеродиакон Иоаникий. В запустевшей келлии, принадлежащей Хиландарскому монастырю, поселились греческие иноки, постепенно восстановившие ее.

Ныне в обители подвизается более 30 человек братии, большая часть из них – греки, хотя есть там и иноки славянской национальности. Как и при русском братстве, главным занятием насельников обители является иконописание. Однако о былом русском величии обители напоминают ныне лишь отдельные строения, да и в тех, после недавней реставрации, все менее угадывается русский стиль.


Возврат к списку

13