Новая мозаичная фреска в Святых Вратах Троице-Сергиевой Лавры

07 июня 2017
Новая мозаичная фреска в Святых Вратах Троице-Сергиевой Лавры


В многовековую летопись Свято-Троицкой Сергиевой Лавры недавно была вписана еще одна замечательная строка. К Летнему Сергию - дню воспоминая обретения честных мощей Преподобного Сергия Радонежского - завершена мозаика над Святыми Вратами. Непосредственным исполнителем проекта стал творческий коллектив лаврской мозаичной мастерской под руководством Петра Слободниченко.

Инициатором создания мозаичной композиции явился известный иконописец, преподаватель иконописной школы при Московской духовной академии и руководитель Центра храмового искусства имени преподобного Андрея Рублева (ЦХИАР) Александр Николаевич Солдатов. Он обратился с идеей к наместнику Лавры владыке Феогносту, который нашел такое предложение весьма своевременным. Необходимость замены старой росписи на новую «живопись в камне», более качественную и износостойкую, уже назрела давно.

Вначале был утвержден сюжет будущей композиции. Дело в том, что Красная башня и находящиеся в ее нижнем ярусе парадные Святые Врата расписывались в разные временные промежутки, в силу чего произошло искажение общей сюжетной линии: изображенный на фасаде вратной надстройки образ Живоначальной Троицы был «повторен» в более поздней по времени внутренней росписи врат с добавлением образов преподобного Сергия и Никона по бокам. Поэтому было принято решение изменить композицию убранства входной арки, не нарушая общей концепции. 

В мозаичной иконе преподобных основателей Лавры изобразили предстоящими в молитве к Пресвятой Богородице, восседающей на престоле с Предвечным Младенцем на руках. Таким образом, все образы стали представлять стройную и иерархически правильно выстроенную систему. В композиционном замысле создатели мозаики отталкивались от канонов византийской иконописи. Благодаря авторской интуиции и профессионализму А.Н.Солдатова образ приобрел характерные черты русской иконописной традиции. Это особенно заметно в ликах, силуэтах фигур, цветовой гамме и форме орнамента. Создание мозаики заняло полтора года: в течение шести месяцев разрабатывался сам проект и год ушел на его исполнение. Работы шли непрерывно, иногда даже по ночам. В качестве материала использовалась смальта, природный камень, а также золотая смальта, которую пришлось заказывать в Италии, так как у российских производителей недостаточно широкая палитра цветовых оттенков.

Изготовление мозаики происходило в несколько этапов. Сначала был выполнен предварительный эскиз. Потом по нему был сделан рабочий картон в реальном размере. На отдельные фрагменты композиции начали выкладывать наколотую смальту «сухим набором», то есть без закрепления на растворе, подбирая нужные цветовые оттенки. Определившись с цветами, стали фиксировать смальту на раствор методом «прямого набора». Это было настоящей проверкой на выносливость и терпеливость, поскольку в такой работе требуется максимальная осторожность, все делается медленно и скрупулезно. Собранные по отдельности фрагменты фигур переносили из мастерской на место и закрепляли на стене.

Над мозаикой трудился коллектив из десяти человек. Для них этот проект явился увлекательной, интересной и полезной практикой. "Как и в любом деле, и у нас были свои трудности, – замечает Петр Слободниченко – но, с Божией помощью, мы все преодолели и закончили работу точно в срок. Такая слаженность действий была тоже чудом по молитвам Преподобного: если хотя бы один человек не пришел вовремя, мы бы не успели". Создателям мозаики удалось достигнуть удивительного результата – мозаичное изображение настолько гармонично вписалось в общий архитектурный ансамбль монастыря и окружающих росписей, что многие восприняли новый образ, как исконно находящийся на этом месте, а работу бригады сочли всего лишь его реставрацией.

Лаврская мозаичная мастерская существует с 2012 года. За сравнительно небольшой период времени с момента открытия она набрала богатый опыт. Мастерами было изготовлено множество различных по масштабам и стилю мозаичных изображений – престолы, жертвенники, отдельные иконы, вставки в иконостасах, мозаичные полы, элементы внутреннего и внешнего храмового декора. 

Сейчас мозаичная техника постепенно набирает в России свою популярность, открыто большое количество мастерских в различных регионах. Но мастерская Троицкой обители заметно выделяется из общего числа в силу своего большого потенциала, а также реальной причастности к лучшим традициям. Обучение в Московской иконописной школе, являющейся форвардом современной церковной живописи, сформировало в ее выпускниках правильный вкус и чувство гармонии. Впереди большое поле для творчества и работники мастерской полны новых идей и проектов. Есть желание довести начатое благое дело до логического завершения, выполнив в технике мозаики образы преподобных Кирилла и Марии Радонежских в проемах Святых врат и расположенный выше надвратный образ Пресвятой Троицы.

Источник: сайт Богослов.ru

Возврат к списку

127