Звонкая весть Данилова монастыря

14 сентября 2016
Звонкая весть Данилова монастыря

Сентябрь для Даниловского колокольного центра – особо насыщенный событиями месяц. 19 сентября начнется очередной цикл занятий на курсах звонарского мастерства, работающих при московском Даниловом ставропигиальном мужском монастыре более двух лет. 25 сентября здесь пройдет седьмой фестиваль звонов «Даниловские колокола» и лучшие звонари из разных уголков России продемонстрируют свое мастерство. И все же доминирующей новостью нынешнего сентября можно назвать открытие собственного литейного производства колоколов, к чему, по словам гостя нашего сайта старшего звонаря Данилова монастыря, руководителя Центра иеродиакона Романа (Огрызкова), они шли долго и сложно. Но желание достичь каких-то более совершенных результатов после сотрудничества с различными производителями помогло претворить в жизнь идею, которую одни называют проектом, другие – мечтой, а отец Роман – новым этапом на пути развития Центра.


Отец Роман, где и для кого отливают колокола мастера Колокольного центра?

Даниловский колокольный центр был создан по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в феврале этого года. Довольно четко определились три основные направления его деятельности, три его составляющие. Это, во-первых, научная программа, включающая кампанологические исследования. Некоторые из них проводятся именно для того, чтобы можно было оказывать квалифицированную помощь людям, интересующимся историческими русскими колоколами. Во-вторых, культурно-просветительская программа, целью которой является популяризация традиций русских звонов. И в-третьих, – прикладная программа. Причем в нее, помимо литья колоколов, воссоздания утраченных колоколов и дополнения существующих ансамблей, входит также их монтаж и создание систем управления звоном, расчетное обоснование динамики и прочности колоколонесущих конструкций, экспертная оценка состояния колоколен и колоколов. У нас в Центре есть дизайнеры, расчетчики, специалисты по динамике и так далее. Словом, сотрудники разных профилей. Что касается литья колоколов: мы сотрудничаем с одним мастером, работающим под Тамбовом, который добился определенных успехов в исследованиях традиционных технологий этой древней отрасли литейного искусства. Николай Дмитриевич Стольников отливал небольшие колокола, но ему недоставало тех данных, которые мы накопили у себя. Сейчас мастер работает в составе нашего Колокольного центра.

Производственная площадка для литья колоколов создана и на подворье Данилова монастыря. Первые заказы будут уже готовы в октябре. Так что работаем параллельно. Немало православных приходов заинтересованы в том, чтобы возродить историю и отлить для своих храмов колокола с каким-то особым звуком, оформлением. Поэтому у нас сейчас выполняется ряд нестандартных заказов, что, конечно, радует, как только может радовать интересный творческий труд. Мне это придает сил с большим энтузиазмом заниматься исследованием русских колоколов и воплощением знаний в практику. Я бы даже так сказал: это настоящий кладезь для вдохновения и творческой самореализации, причем на благо Церкви.


А для монастырей изготавливали колокола?

Вместе с Воронежским колокололитейным заводом Анисимова «Вера» мы разрабатывали и разрабатываем убранство набора колоколов для не так давно основанного Среднеуральского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Екатеринбургской епархии. Нашими заказчиками можно также назвать подворье отметившего недавно свое 900-летие Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря в Тверской епархии.

Вообще-то замечу: помимо того, что мы отливаем уникальные колокола в классическом стиле от барокко до модерна, мы также производим и стандартную продукцию, которая, конечно, проще в изготовлении. С каталогом этой продукции можно ознакомиться в недавно открывшемся на официальном сайте Данилова монастыря новом разделе, посвященном нашему Колокольному центру. Равно как и с услугами, предлагаемыми мастерскими Центра.


Скажите, отец Роман, а глубокий интерес к колокольному делу у Вас сформировался в монастыре или еще до прихода в обитель?

В жизни бывают интересные переплетения. Где-то в 15 лет мне, подростку, ходившему на богослужения в храм Живоначальной Троицы в Люберцах и обучавшемуся азам звона у церковных пономарей Наташинской церкви, как называли этот приходской храм в народе, попала в руки только что вышедшая удивительная книга под названием «Мастер волшебного звона». Писательница Анастасия Цветаева рассказывала о своем современнике – московском звонаре, гениальном музыканте и композиторе, который слышал колокола как-то по-особому и интерпретировал их звучание очень интересно в своих звонах. Благодаря ему, Константину Константиновичу Сараджеву, в 1930 году и был спасен Даниловский ансамбль колоколов от уничтожения, которого не удалось избежать подборам других монастырей в Москве, а также колокольному богатству из многих исторических монастырей и храмов старинных городов. Константин Константинович, который по звуку мог определить любой из четырех тысяч колоколов столицы, даниловские признавал лучшими в Москве. И когда к советскому правительству обратился Чарльз Крэйн, американский промышленник и меценат, любивший все русское, с просьбой продать ему набор старинных колоколов, чиновники не возражали. А гениальный эксперт по колоколам Константин Сараджев рекомендовал подбор Данилова монастыря, который и был отправлен в Америку, в Гарвардский университет и установлен на башне только что построенного студенческого общежития. Читая эту книгу, я, конечно, не имел представления о том, что будет дальше, никакого отношения не имел тогда к Данилову монастырю (а он уже возрождался), но мысли о даниловских колоколах бередили душу. Я думал: «Вот бы мне их послушать! Ведь сам Сараджев их аттестовал и ездил настраивать в Гарвард. Наверное, они сохранились. Но где тот Гарвард находится?»

А в 2002 году уже в Даниловом монастыре, когда шла подготовка праздничных мероприятий к 700-летию преставления святого благоверного князя Даниила Московского, мною был предложен на повестку дня вопрос о возможности возвращения колоколов из Америки в родную обитель. Не единожды этот вопрос поднимался и прежде, даже Президент США Рональд Рейган в 1988 году во время приезда в обитель одобрил акцию возвращения наших колоколов, однако дело не двигалось. Насколько непростым был этот многолетний процесс, в прессе широко освещалось. Потом была поездка официальной российской делегации во главе с наместником монастыря архимандритом Алексием (Поликарповым) в Гарвард в декабре 2003 года. Я входил в ее состав и имел возможность не только увидеть и услышать, но и позвонить в родные даниловские колокола, которые вернулись на Родину только в сентябре 2008 года. После их торжественного возвращения мы занимались установкой «путешественников» на Даниловской звоннице, рассчитывая оптимальную конструкцию подвеса, и это была удивительно интересная работа. Помимо того, в 2010 или в 2011 году в монастыре проводилась другая – не менее интересная – работа, тоже потребовавшая специальных знаний. Нужно было дополнить набор колоколов еще одним, призванным закрыть музыкальную брешь в этом ансамбле. Не хватало памятного колокола, утраченного в начале XX века и имевшего примечательную историческую ретроспективу. Но требовалось сделать это так, чтобы не навредить общему звучанию колокольного набора. Поэтому важно было изучить утраченный оригинал. Его описания имелись. Также мы знали, что отливал его один из лучших в России XVII века колокольный мастер, мастер Пушечного двора в Москве Федор Дмитриевич Моторин. И отливал по заказу государя Федора Алексеевича, пожаловавшего монастырю в 1862 году два колокола! Проект для нас оказался непростым и в то же время чрезвычайно увлекательным. Был проведен сбор данных о колоколах династии Моториных. Мы делали обмеры, изучали орнаментальные украшения, шрифты, профили колоколов, звучание, вес, чтобы все можно было собрать воедино. Сначала отлили небольшой колокол-модель – весом в 200 килограммов, затем, как и сам исторический подлинник, в 1 тонну. Получилось удачно. После этого к нам стали обращаться частные заказчики, которые просили о дополнении наборов колоколов, о создании новых колоколов в каком-то историческом стиле, с определенными характеристиками. Таково было начало пути, приведшего сегодня к открытию собственного литейного производства.


Давайте снова вернемся в тот памятный всем нам 2008 год. Выступая на колокольном фестивале в Гарварде с интересным докладом, осветившим многие аспекты богатой истории древнейшей в Москве обители, ее наместник отец Алексий выразил пожелание, чтобы культурные, духовные, дружеские связи российского монастыря с Гарвардом все более укреплялись и развивались. Как это пожелание исполняется?

Как раз одним из пунктов культурно-просветительской программы нашего Колокольного центра, которая была обозначена вначале, является культурное сотрудничество с Гарвардским университетом. Студенты, интересующиеся русским колокольным звоном, приезжают к нам и бывают, помимо Даниловской колокольни, на многих других звонницах Москвы и Золотого кольца. А мы в свою очередь ездим к ним давать мастер-класс. Согласно историческому соглашению, подписанному тремя сторонами-участницами – администрацией Гарвардского университета, представителями Данилова монастыря и руководством российского культурно-исторического фонда «Связь времен», в России были отлиты художественные копии колоколов Данилова монастыря. Их установили там, где 78 лет находилась святыня из Москвы, – на башне Лоуэлл-Хаус, одного из 12 студенческих общежитий американского университета. Мастера Воронежского завода «Вера» очень постарались, и, оценивая качество новых колоколов, проректор Гарварда Шон Баффингтон с восхищением заметил, что оно «превосходит все ожидания, а самый большой колокол оказался даже красивее, чем оригинал!» Так что культурные, духовные, дружеские связи, о которых говорил наш отец наместник в 2008 году, укрепляются и развиваются.


И тот далекий уголок планеты, о котором подросток из подмосковных Люберец не имел ни малейшего представления, прочно вошел в жизнь старшего звонаря Данилова монастыря?

Да, в городе Кембридж (штат Массачусетс), где находится Гарвардский университет, довелось побывать уже девять раз. Намечается новая поездка. В прошлом году студенты-звонари из Америки к нам приезжали, теперь мы к ним собираемся. Живой интерес к русскому колокольному звону, какой проявляют юноши и девушки из-за океана, надо поддерживать.


Если открыть на сайте монастыря раздел «Даниловские мастерские», много чего там увидишь. Выбор – от икон на доске по золочению до киотов, иконостасов, мебели для храмов. А Даниловский колокольный центр предлагает полный цикл услуг, связанных с использованием русских колоколов. Но если перейти от общей, скажем, картины к частному – точнее, к личному моменту: можете рассказать, какими путями Господь Вас привел в эту московскую обитель, где одно из Ваших послушаний способствовало тому, что при монастыре было создано собственное литейное производство?

Путь был простой. Пришел я сюда из-за отца наместника архимандрита Алексия (Поликарпова). Еще когда он был в Троице-Сергиевой лавре, неся послушание помощника духовника Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), мои родители к нему ездили и меня с собой брали. После выбора мною монашеского пути вопрос, в какой монастырь идти, передо мной не стоял, потому что свой монашеский путь я хотел проходить под началом своего духовного отца – архимандрита Алексия, ставшего в 1992 году наместником Данилова монастыря. Кстати, в ближайшее время мы собираемся пригласить отца наместника на Подворье в Долматово, чтобы он совершил молебен на начало доброго дела. На Подворье у нас есть заведующий производством, технолог, несколько помощников. Будем перед отливкой колоколов вместе молиться, чтобы Господь помогал нам создавать звонкие колокола.


Высокая планка поставлена...

Анонсируя деятельность Даниловского колокольного центра на монастырском сайте, мы подчеркнули, что ее особенностью является взвешенный научный подход, верность православной традиции, а также выверенный в исследованиях художественный вкус в проектировании новых колоколов и ансамблей. И эти слова стараемся подтверждать делом.

Беседовала Нина Ставицкая

Фото из архива Колокольного центра Данилова монастыря


Источник: сайт Монастырский вестник

Возврат к списку

14