Житие священномученика Киприана, пресвитера Ятранского (†1942)



07 сентября 2017
Житие священномученика Киприана, пресвитера Ятранского (†1942)

День памяти 27 августа/9 сентября

«Если вы терпите наказание,

то Бог поступает с вами,

как с сынами».

(Евр. 12:7)

В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке. В 1930–1940-е годы воинствующие безбожники обрушили на Русскую Православную Церковь всю свою ярость, всю сатанинскую злобу. Православные храмы взрывали, иконы рубили и сжигали, священников и монахов ссылали, убивали. Оставшихся в живых запугивали до того, что многие так или иначе коснулись практически каждого. Сталинская репрессивная машина уничтожала всех, кто пытался свободно думать, говорить, действовать, творить. Подвергались неправедному суду и мучениям, ссылались в заключение, выселялись на чужбину лучшие представители общества. Жертвами репрессий становились интеллигенция и священники и даже дети… По русской земле мчался гигантский кроваво-красный «локомотив истории». Колеса этого локомотива беспощадно давили многочисленные многовековые ценности православного народа. Повсюду осквернялись храмы, шло поругание святынь, насильственное отнятие церковного имущества. Зверски расстреливались священнослужители, часто без всякого не только суда, хотя бы для видимости их виновности, но и без предъявления к ним какого бы то ни было обвинения – только за то, что они служители Церкви Православной, провозвестники Христовой истины. Епископов, священников, монахов, просто верующих в Бога людей по огульному обвинению в расплывчатой и неопределенной «контрреволюции» ссылали в лагеря. Множество мучеников и мучениц всех возрастов и сословий, принесших свою жизнь в жертву Христу Богу, стали свидетельством господства духа над плотью и тлением. Их жизнь и смерть – убедительнейшая проповедь истинности и неразрушимости нашей веры.

За годы репрессий Русская Православная Церковь пополнила Небесное Отечество множеством святых мучеников и исповедников. Среди них и священномученик Киприан, пресвитер Ятранский.

В ВИХРЕ ПЕРЕМЕН

«Не вы Меня избрали,

а Я вас избрал и поставил вас,

чтобы вы шли

и приносили плод…»

(Ин. 15:16)

Иерей Киприан Иванович Климуц родился в 1897 году в бедной крестьянской семье в деревне Ольхово Гудевичской волости Гродненского уезда (ныне д. Ольхово Волковысского района Гродненской области).

Его отец, Иван Петрович, до преклонного возраста работал кондуктором на железной дороге. Мать, Варвара Георгиевна, вела домашнее хозяйство и в страхе Божием растила детей. А в семье их, кроме Киприана, было еще пятеро – два сына и три дочери.

Киприан был старшим. Когда он подрос, верующие родители решили дать сыну образование в Варшавской Духовной семинарии. Мысль о том, что сын когда-нибудь станет у Престола Господня и всегда будет с Богом, согревала их сердца.

Но началась Первая мировая война, и семья вынуждена была эвакуироваться в глубь России. Курс семинарских наук Киприан заканчивал уже в Саратовской Духовной семинарии[1].

В то время казалось, в самом воздухе витали перемены. Партия большевиков, выдвигая злободневные лозунги, добилась усиления влияния в массах. Быстро росли ее ряды: если в феврале 1917 года большевистская партия насчитывала двадцать четыре тысячи, в апреле – восемьдесят тысяч, то уже в октябре – около четырехсот тысяч человек. Помещичью землю большевики обещали передать трудовому крестьянству, а фабрики, заводы – рабочим. Это многих и подкупало.

Человеку, далекому от политики, сразу разобраться во всем этом было нелегко. Нарастала всеобщая эйфория, и даже сомневающиеся в новой власти увлекались революционными идеями и обещаниями справедливых, как казалось, перемен. Люди подавались на агитацию, пополняя ряды борцов за «светлое будущее». Не стал исключением и Киприан Климуц. Новые веяния поначалу увлекли и его.

В июне-октябре 1917 года юноша прошел курс ускоренного обучения в Московском Александровском пехотном училище, затем несколько месяцев прослужил прапорщиком в армии Временного правительства в г. Саратове.

В марте 1918 года Киприан уехал в г. Бологое Петроградской губернии (ныне г. Бологое Тверской области), где проживал отец. Мать к тому времени уже умерла.

Здесь он был взят на службу командиром роты в Бологоевский отдельный отряд рабоче-крестьянской Красной Армии, затем переведен на должность начальника хозяйственной части этого же отряда. Позже (по июль 1919 года) Киприан Климуц работал делопроизводителем в агитационно-просветительском отделе уездного военного комиссариата. Однако душа Киприана была неспокойна. Она металась, чувствуя, что теряет опору. Киприан словно пытался убежать сам от себя и от действительности: с июля 1919 по июль 1921 года он был уже в Татарстане.

В городе Бугульме работал делопроизводителем, а затем помощником начальника железнодорожной милиции по канцелярской части. Здесь Киприан Климуц вступил в брак с Еленой Иосифовной, от которого родились дочери Елена и Ирина[2].

Все это время Киприан Климуц поддерживал людей, которые были гонителями Церкви Христовой и запятнали себя многими преступлениями. Как же так могло случиться, что верующий человек, да еще получивший духовное образование, оказался по одну сторону с богоборцами?

Как говорил на допросе сам отец Киприан, его «примыкание» к партии коммунистов было связано с «сочувствием идеям партии»[3].

Киприан Климуц, малоопытный в вопросах политики, поддался веяниям времени, заманчивым обещаниям «свободы, равенства и братства» и стал, как и многие тогда, жертвой революционной пропаганды. Однако, увидев воочию подлинное лицо революции и тех, кто за ней стоит, разобравшись, в какое «светлое будущее» мчит революционный паровоз, он в корне изменил свое отношение к большевизму.

Это видно даже из того, что, прослужив в должности командира роты в Красной Армии всего около года, Киприан Климуц перешел работать на низшие, менее значимые должности – начальником хозчасти, делопроизводителем, помощником начальника железнодорожной милиции по канцелярской части.

Примечательно то, что Киприан Климуц, находясь в Красной Армии, не состоял в партии большевиков и от своих религиозных убеждений не отказывался, что и засвидетельствовал на допросе[4].

Но окончательный его разрыв с большевизмом происходит, когда он переехал жить в «буржуазную» Польшу, где коммунизм был вне закона.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЛОНО ЦЕРКВИ

«Многими скорбьми

надлежит нам войти

в Царствие Божие»

(Деян. 14:22)

Подобно соименному святому – священномученику Киприану Карфагенскому, бывшему некогда язычником, далеким от Христа, Киприан Климуц также некоторое время находился в греховной заблуждении. И потому, сказанное священномучеником Киприаном Карфагенским о своей земной жизни может быть приложимо ко временному заблуждению Киприана Климуца: «Когда возрождающая волна очистила нечистоты моей прежней жизни, свет, тихий и ясный, нисшел с Неба в сердце мое. Когда второе рождение Духом небесным изменило меня в нового человека, о чудным образом укрепился я против сомнений, открылись тайны, осветилось темное… я узнал, что жившее во мне по плоти для греха принадлежало земле, а начиналось теперь Божие, живущее Духом Святым. В Боге и от Бога вся наша сила; от Него – наша крепость. Через Него мы, живя на земле, имеем предчувствие будущего блаженного состояния»[5].

В июле 1921 года в связи с болезнью жены и реэвакуацией беженцев из Западной Белоруссии Киприан Климуц вернулся на Гродненщину, входившую тогда в состав Польши. В этом же году архиепископом Гродненским Владимиром (Тихоницким) он был рукоположен во священника.

До 1929 года иерей Киприан служил на разных приходах Гродненской епархии: в местечке Россь, селе Старое Левково, селе Самуйловичи Волковысского уезда, селе Явор Слонимского уезда.

С 1 января 1930 года до ареста он был настоятелем прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы села Ятра Почаповской волости Новогрудского уезда (ныне Новогрудский район)[6].

В то время, когда идеи безбожия сильно смущали умы людей, отец Киприан прилагал немало усилий для укрепления в прихожанах спасительной веры в Бога. В проповедях он смело говорил о заблуждениях материализма и атеизма, призывал свою паству хранить веру и держаться Церкви Православной.

По инициативе отца Киприана в сентябре 1934 года по благословению епископа Гродненского и Новогрудского Антония (Марценко) на Ятранском приходе было учреждено Православное народное братство с целью внутренней и внешней защиты от врагов Православной Церкви. Отец Киприан был избран его председателем. Свою деятельность он направил на искоренение всякой партийности и политики, воспитание молодого поколения в духе православия.

Значение создававшихся в то время народных братств велико. Волна коммунистической идеологии с нарастающей силой захлестывала умы людей. Даже на территории Западной Белоруссии, входившей в состав Польши, существовали подпольные партийные ячейки, подготовившие к 1939 году почву для укрепления идей власти Советов. Казавшееся достижимым всеобщее человеческое равенство, когда не будет бедных и богатых, сделало граждан СССР врагами друг другу. Всякий, кто жил несколько лучше своего соседа, по зависти людской мог стать врагом народа. Лозунги о бесплатном и доступном лечении и образовании, достойном труде и, как следствие этого, человеческом счастье находили сочувствие у большинства. И ряды партии пополнялись активными борцами за «справедливость», которые в борьбе за «светлое будущее», обезумев, подчас не щадили только своих ближних, но и даже родных. Пропаганда абсолютного приоритета интересов партии над нормами человеческой морали и семейного долга, когда на «собраниях-проработках» приходилось обличать своих товарищей, друзей, родственников, привела к тому, что нравственные устои общества расшатались. «Отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк. 12, 52–53). Эти слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им на заре христианской эры, красноречиво характеризуют действительность того времени.

Людям так поверилось в светлое будущее, что очень многие ждали прихода советской власти в Западную Беларусь. Учение коммунизма воспринималось здесь как освобождение от рабства и гнета. Влиятельными силами на западно-белорусских землях были совместно действовавшие Коммунистическая партия Западной Белоруссии, Белорусская партия социалистов-революционеров, Белорусская революционная организация и Белорусская крестьянско-рабочая громада, выдвигавшие своими программами конфискацию помещичьих земель с безвозмездной передачей крестьянам, восьмичасовой рабочий день, объединение всех белорусских земель в рабоче-крестьянскую республику[7].

ЖИЗНЬ В СЛУЖЕНИИ

«Обративший грешника

от ложного пути его спасет

душу от смерти и покроет

множество грехов»

(Иак. 5:20)

Православные народные братства ставили перед собой задачу оградить людей от пагубных заблуждений. В частности, братство при Ятранской церкви, возглавляемое Киприаном, было учреждено для «насаждения в приходе нравственной и трезвой жизни, примирения враждующих и искоренение всякой партийности и политиканства, оказания благотворительности, воспитания молодого поколения в духе православной веры, борьбы с сектантством, унией, хулиганством, сквернословием, распутством, безбожием другими пороками и заблуждениями»[8].

Такого рода деятельность, конечно же, пришлась не по душе местным активистам подпольной ячейки Коммунистической партии Западной Белоруссии, которые никак не могли отвратить односельчан от посещения приходской церкви. Они и сами ходили в храм, чтобы, послушав содержательные проповеди отца Киприана, спровоцировать затем какой-нибудь конфликт, написать на священника донос[9].

В сентябре 1939 года с приходом в Западную Беларусь Красной Армии начала устанавливаться власть, с идеями которой боролся все предыдущие годы отец Киприан. Он, не взирая на угрожающую ему опасность, как добрый пастырь, не оставил своего прихода и продолжал проживать в селе Ятра, нести людям свет веры Христовой.

Местные деятели компартии организовали собрание своей ячейки, на котором обвинили иерея Киприана в антикоммунистической деятельности, сотрудничестве с польскими властями, организации польского фашизма и других надуманных преступлениях. Жители села Ятра так любили своего батюшку, что протокол с обвинениями в адрес священника Киприана Климуца подписали всего пять человек[10].

Тем не менее 10 октября 1939 года отец Киприан был арестован органами НКВД БССР. Ему вменялись в вину «проведение антисоветской агитации, клевета на жизнь в ССР, сотрудничество с партией польских фашистов и с полицией в целях борьбы против коммунистического движения»[11].

Виновным себя отец Киприан не признал. На допросе он держался мужественно и с достоинством, от своих религиозных убеждений не отказывался, никого из приближенных не оговорил и не оклеветал[12].

ПОРА ИСПЫТАНИЙ

«Будь верен до смерти,

и дам тебе венец жизни»

(Откр. 2:10)

Согласно записке комиссии Президиума ЦК КПСС во главе с Н.М. Шверником «О результатах работы по расследованию причин репрессий», к арестованным, которые не признавали свою вину и не отказывались от своих убеждений, применялись мучительные пытки, чтобы через физическое воздействие получить нужные показания. Это были так называемые «стойки», «конвейерные допросы», заключение в карцер, содержание в специально оборудованных сырых, холодных или очень жарких помещениях, лишение сна, пищи, воды, избиение и многое другое. Среди мер воздействия на заключенного были распространены также стояние на коленях с поднятыми вверх руками или опущенной вниз головой по 7–8 часов в сутки[13].

Не исключено, что подобные меры воздействия были применены и к священномученику Киприану.

Помня слова Подвигоположника Христа «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28), священник мужественно претерпевал все истязания.

4 сентября 1949 года иерей Киприан Климуц «как социально опасный элемент» был осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей[14]. Для отбывания наказания его отправили в Каргопольский исправительно-трудовой лагерь Архангельской области[15].

Лагерь, в котором отбывал наказание священномученик Киприан Климуц, был основан по приказу НКВД за № 78 от 16 августа 1937 года. Первая тысяча заключенных прибыла сюда уже в сентябре.

По воспоминаниям очевидцев, узники шли колоннами по шесть человек в ряд в сопровождении стрелков с собаками. Отстававших расстреливали, тех, кто выживал, размещали в бараках. От голода, холода, болезней, издевательств и непосильного труда безвинные люди гибли тысячами. Пайка хлеба и баланда с картофельными очистками часто даже не доходили до тех, кто был послабее и не мог за себя постоять: из рук политических ее выхватывали уголовники. Смерть в лагерях поджидала на каждом шагу[16]. Каргопольское управление исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР размещалось в городе Каргополе на месте Свято-Успенского женского монастыря. Обитель просуществовала здесь до 1927 года, а затем монахини были вывезены в неизвестном направлении. По воспоминаниям старшего поколения каргопольцев, новые хозяева Красной горки (так называлось место, где был монастырь) сровняли с землей монастырское кладбище и разбили на нем парк отдыха с волейбольной и танцевальной площадками. Заключенных принуждали устраивать концерты, чтобы громкие звуки музыки заглушали учиняемые в это время расстрелы в лагере…[17]

«Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая… в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое…» (Лк. 21, 12). Это Божие определение о Церкви открылось еще с апостольских времен. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, на Русскую Православную Церковь, целью которого было стереть ее с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах православного народа. Это был для Руси час испытания ее веры, час подвига за Христа, чрез который Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства.

ТОЛЬКО ВЕРА ЖИВОТВОРИТ

«Любящие же Его да будут как

солнце, восходящее во всей силе своей».

(Суд. 5, 31)

Жизнь – это самое дорогое, что может быть у человека на земле. До какого же цинизма и ругательства над этим даром Божиим доходили в своих изобретениях большевики, когда одних заключенных под прицелами ружейных стволов они заставляли играть музыку и смотреть на пляшущую и развлекающуюся толпу на месте упокоения почивших сестер, а других под эти же громкие звуки выводили на расстрел!

Не менее жестоким было отношение и к тем, кто ежедневно, не покладая рук, летом – в болоте, зимой – в снегу, трудился в Каргопольлаге. Заключенные валили лес, пилили и разделывали деревья, а затем, подтаскивая бревна к железной дороге, грузили их на платформы. Деловая древесина, заготовленная в лагере, расходилась по всей европейской части СССР[18].

Труд здесь, как и во многих лагерях ГУЛАГа, был воистину каторжным. Голод и холод доводили людей до полного изнеможения. Жизнь человеческая, как говорят, и гроше ломаного не стоила.

Испытав жестокие страдания, священник Киприан Климуц умер от истощения в Каргапольлаге 9 сентября 1942 года[19].

Святой апостол Павел говорит: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «За тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных нас заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8: 35–37). Великая тайна сокрыта в христианском страдании. Вера в Страдающего Спасителя и есть та вершина, до которой призван подняться человеческий дух.

Да, путь к Богу лежит через безропотное очистительное страдание.

Как мучительна голодная смерть! Истории известно множество фактов, когда обезумевшие от голода матери поедали своих детей, когда люди, подобно хищному зверю, бросались друг на друга, как на добычу. Но никакие страдания не страшны, если ты со Христом. Господь дает силы, а когда человек совсем изнемогает, Он несет его на руках…

Мужественно и терпеливо, медленно умирая от истощения и непосильного труда, закончил свой жизненный путь пастырь Церкви Христовой Киприан. Священник погиб за веру, свидетельство истины и сподобился у Господа неувядающего венца славы.

Спустя почти полвека человеческая справедливость в отношении иерея Киприана была восстановлена: по заключению прокуратуры Гродненской области от 29 сентября 1989 года иерей Киприан Климуц был реабилитирован[20].

СОПРИЧИСЛЕН К ЛИКУ СВЯТЫХ

«Но, по примеру призвавшего

вас Святого, и сами будьте святы

во всех поступках».

(1 Петр. 1:15)

Святой – это человек, который тоже когда-то был грешником, как и все мы, но который решился пойти трудным путем самоотречения и самопожертвования, подчинения своей воли воле Божественной. Дай Бог каждому из нас преисполниться решимости следовать заповедям Христовым, сохранить верность Богу до конца, предать свою волю в волю Божию, чтобы нам достичь спасения во Христе и уготованного нам Царствия Небесного. Святые же угодники молят о нас, грешных. На заседании Святого Синода Белорусской Православной Церкви 15 декабря 2009 года был рассмотрен вопрос о прославлении священника Киприана Климуца в лике новомучеников и исповедников местночтимого святого.

13 марта 2010 года Святейший Патриарх Москивский и всея Руси Кирилл утвердил ходатайство Его Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого о совершении акта канонизации священника Киприана Климуца в лике новомучеников и исповедников Церкви Христовой. 4 августа 2011 года состоялось прославление священномученика Киприана. Празднование церковной памяти священномученика Киприана, пресвитера Ятранского, совершается в третью неделю по Пятидесятнице в соборе Белорусских святых, в день памяти новомучеников и исповедников Белорусских, а также 27 августа/ 9 сентября (день смерти).

Прославляя подвиг священномученика Киприана, уповаем на его предстательство и молимся: да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нам время на покаяние, зажжет в сердцах огонь веры и ревность о возрождении нашего земного Отечества. «Пусть подвиг новомучеников и исповедников Российских поможет всем нам, каждому на своем месте – и Патриарху, и митрополитам, и архиепископам, и епископам, и священникам, и диаконам, и прислужникам, монахам и мирским, – нести свой крест и свое служение так, чтобы не посрамилось имя Божие»[21], – эти слова Святейшего Патриарха Кирилла пусть отзовутся в сердцах наших. Ведь нет ничего достойнее и выше, чем искренне и беззаветно служить Богу и, если потребуется, пострадать за веру.

Тропарь, глас 5:

Во священницех благочестно пожив, верных поучал еси и мучения путь терпеливо восприим, послушлив бал еси даже до смерти, священномучениче Киприане, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Восхвалим вернии, священномученика Христова Киприана, добраго ревнителя веры православныя и земли нашея теплагао молитвенника, иже страданием небесе достиже и тамо молит Христа Бога спастися душам нашим.

Текст приводится по изданию: Житие священномученика Киприана, пресвитера Ятранского. Комиссия по канонизации святых Новогрудской епархии. Новогрудок, 2011.



[1] Протокол допроса от 10.10.1939 г. Анкета арестованного; Протокол допроса от 4 декабря 1939 г. – Следственное дело № 50057 // архив УКГБ по Гродненской области; Черепица В.Н., проф. Жизнь, служение и смерть иерея Киприана // Архивы и делопроизводство. 2001. № 2. С. 88.

[2] Протокол допроса от 4 декабря 1939 г.; Обвинительное заключение – Следственное дело № 50057; Черепица В.Н. Жизнь, служение… С. 88.

[3] Протокол допроса от 4 декабря 1939 г. – Следственное дело № 50057.

[4] Протокол допроса от 4 декабря 1939 г. – Следственное дело № 50057.

[5] Священномученик Киприан Карфагенский // Сокровищница духовной мудрости. Составитель протоиерей Михаил Нейгум. М., 2001. С. 732.

[6] Обвинительное заключение – Следственное дело № 50057; Черепица В.Н. Жизнь, служение… С. 88.

[7] Освободительный поход Красной Армии (сентябрь 1939 года) // Западная Русь. Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем. http://zapadrus.su/satemap.html

[8] Устав (проект) Православного народного братства при Ятранской церкви – Следственное дело № 50057.

[9] Обвинительное заключение; Протокол допроса от 12 декабря 1939 г.; Протокол дополнительного допроса от 14 декабря 1939 г.; Устав (проект) Православного Народного Братства при Ятранской церкви; Протокол № 1 [Православного Народного Братства при Ятранской церкви] – Следственное дело № 50057. Черепица В.Н. Жизнь, служение… С. 88.

[10] Протокол обвинений в антикоммунистической деятельности, проводимой священником Ятранской церкви – Следственное дело № 50057. Черепица В.Н., проф. Комментарий к следственному делу № 50057 архива УКГБ по Гродненской области. Машинопись, Гродно, 2000. С.1–2.

[11] Обвинительное заключение – Следственное дело № 50057.

[12] Обвинительное заключение. Протоколы допроса от 4 декабря 1939 г., 12 декабря 1939 г., 13 декабря 1939 г., 14 декабря 1939 г., 15 декабря 1939 г., 13 марта 1940 г. – Следственное дело № 50057.

[13] Сталинские репрессии // Википедия – Свободная энциклопедия сети Интернет. http://wikipedia.org/wiki

[14] Выписка из протокола № 102 от 4 сентября 1940 г. – Следственное дело № 50057.

[15] Ответ № 32/15–434 НЕ от 17.03.2007 г. Из УКГБ по Гродненской области на запрос № 19 от 06.03.2007 г.

[16] Николай Сергеев. На острове смерти «Каргопольлаг» // Газета «Каргополье» № 97 за 12 декабря 2007 года. http://www.arhpress.ru/kargopol/2007/12/12/4. shtml

[17] Надежда Шилова. В Каргополе почтили память жертв репрессий // Газета «Правда Севера» за 31 октября 2006 года. http://www.pravdasevera.ru/?id=24514

[18] Зинаида Шеметова. Пилили под корень, согнувшись в дугу // Газета «Городские новости – Ярославль» за 28 октября 2009 года. http://www.city-news.ru/article/obshestvo/1970–1970.html

[19] Ответ № 32/15–434 НЕ от 17.03.2007 г. из УКГБ по Гродненской области на запрос № 19 от 06.03.2007 г. По данным архива УКГБ иерей Киприан умер от пеллагры (пеллагра (от итал. pelle agra – шершавая кожа), заболевание, обусловленное недостатком в организме никотиновой кислоты и некоторых других витаминов группы В; проявляется поражением кожи и слизистых оболочек, расстройством органов пищеварения // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2005 г. – www.KM.ru).

[20] Заключение по материалам уголовного дела № 13031 – Следственное дело № 50057. Ответ № 32/15–434 НЕ от 17.03.2007 г. из УКГБ по Гродненской области на запрос № 19 от 06.03.2007 г.

[21] Святейший Патриарх Московский всея Руси Кирилл. Проповеди 2009–2010 гг. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 2010. С. 429.

3