Священномученик архидиакон Никифор (†1599)



Священномученик архидиакон Никифор (†1599)

Дни памяти:
6/19 октября и в 3-ю неделю по Пятидесятнице


Святой Синод Белорусской Православной Церкви прославил в лике священномучеников в числе местночтимых святых Белорусского Экзархата от 31 января 2002 года архидиакона Никифора (Парасхеса-Кантакузина) на основании жития, трудов, подвигов и церковного служения, отмечая при этом его христианские добродетели:

«праведность жизни и пламенеющую любовь к Богу, которыми он явил в себе пример покорности воле Божией и следования за Христом; ревность ко православному исповеданию веры в Господа нашего Иисуса Христа; мужественное стояние за веру православную на Брестском Соборе 1596 г., приведшее к претерпению изгнаний, неоднократных покушений на его жизнь и мученическую кончину».

Родился Никифор в Константинополе, в состоятельной семье в 1540-х годах. Образование он получил в Италии в Падуанском университете. После окончания университета он преподавал греческий язык в Падуе.

Затем принял сан диакона и стал служить в православном соборе святого Марка в Венеции, где пробыл семь лет в должности проповедника. За долгие годы жизни в Италии он хорошо изучил римо-католицизм и западную культуру.

В начале 1580-х годов, он оказывается в Константинополе и занимает видное положение в Константинопольской Патриархии. Известный нам путь его жизни позволяет утверждать, что своей семьи у него не было – вероятно он был монах или не женат. С самого начала своей деятельности в Константинополе Никифор проявил необычную энергию в защите учения и традиций Православия. Так, поездка в Молдавию в город Яссы за сбором средств в патриаршую казну привела его к необходимости выступить за сохранение старого календаря и против уже тогда насаждаемой унии.

В этот же период он познакомился с такими видными деятелями как князь Константин Острожский и канцлер Я. Замойский. Они пригласили Никифора преподавать в основанных ими школах. Никифор принял приглашение православного князя Константина и отверг просьбу католика Замойского.

В период заточения Константинопольского патриарха Иеремии на острове Родос Никифор проявил исключительную активность и употребил все свои силы на восстановление законной власти и порядка в Церкви. Однако пострадал сам, и его отправили в ссылку на остров Кипр. Он был также оклеветан перед русским послом.

Однако Никифор бежал из заключения и вновь включился в борьбу за канонический строй в Церкви. За время отсутствия патриарха Иеремии управлять расстроенными делами Патриархата пришлось Никифору, что было тяжелой задачей. Никифор очень чтил патриарха Иеремию, которого называл человеком святой жизни, и патриарх Иеремия был возвращен на престол благодаря его усилиям. Однако возвращение Иеремии на престол в конце 1587 года не освободило Никифора от тяжелых обязанностей по налаживанию дел в Патриархии.

Патриарх Иеремия решил, как известно, самолично отправиться «на святую Русь» просить помощи (это привело впоследствии к учреждению в Москве Патриархата.) Своим заместителем Патриарх Иеремия оставил Никифора. Среди иерархов, как очевидно, не нашлось ни одного достойного и способного стать местоблюстителем патриаршего престола на время отсутствия Патриарха Иеремии. Никифор, оставаясь в сане дьякона, в общей сложности, в течение трех лет управлял делами Патриархата. По всей вероятности это единственный случай в истории Православия. Прозвище «мудрейший», которое было присвоено Никифору, соответствовало его дарованиям и размаху деятельности. Он пользовался любовью и полным доверием Патриарха Иеремии несмотря на многочисленных врагов, пытавшихся скомпрометировать его в глазах Патриарха. Особые права, которые Никифор получил в качестве экзарха, были утверждены грамотой двух Патриархов – Иеремии и Мелетия Александрийского.

В борьбу с унией экзарх Никифор первоначально вступил в связи с униатскими планами католиков в Молдавии, что происходило одновременно с подготовкой унии в Литовской Руси. Со свойственной ему энергией Никифор организовал осуждение унии на соборе в Яссах летом 1595 года. По инициативе Никифора был отстранен епископ Георгий Могила, проводивший униатскую линию.

В период пребывания Никифора в Молдавии, там сложилась острая ситуация. Осуждение унии прозвучало 17 августа, а в сентябре к Яссам подошел польский военный отряд под начальством Я. Замойского, давно знакомого с Никифором. Но в октябре сюда подошли 42-тысячные войска татар и турок, окружившие поляков. Неподалеку находилась еще одна 40-тысячная турецкая армия. Никифор вступил в переговоры с турками и сумел добиться отвода татарского войска. Таким образом, польский отряд был спасен.

На молдавском престоле, благодаря Никифору, был утвержден Иеремия Могила, брат отстраненного епископа Георгия. Это был польский кандидат. Другим кандидатом был турецкий ставленник, но именно христианин Иеремия получил помощь от экзарха. Из этих событий видно, что Никифор отчетливо отделял дела церковные от политических и национальных вопросов. Непреклонный в вопросе унии, навязываемой Римом и польским правительством, он выступает как миротворец с идеей спасения польского отряда, явно присланного в Яссы с целью давления на противников унии.

Возможно, что Никифор, собиравшийся в это время ехать в Польшу по делам унии, рассчитывал на признательную оценку его действий со стороны польского правительства. Но вопреки таким ожиданиям события быстро приобретают драматический характер. Оказывается, именно гетман Замойский коварно предложил Никифору заехать в пограничный город Хотин для встречи с ним. На самом деле это была ловушка. Никифор приехал в Хотин и был тут же арестован как турецкий шпион. Замойский, разумеется, в Хотин не приехал.

Никифор провел в заключении полгода. Опасаясь его влияния на православных, польское правительство и король Сигизмунд III не собирались выпускать Никифора. И экзарху не Патриарх Иеремия решил самолично отправиться «на святую Русь» просить помощи, а местоблюстителем патриаршего престола оставил Никифора. Таким образом, Никифор, оставаясь в сане диакона, в общей сложности, в течение трех лет управлял делами Патриархата.

Прозвище «мудрейший», которое было присвоено Никифору, соответствовало его дарованиям и размаху деятельности. Он пользовался любовью и полным доверием патриарха Иеремии, несмотря на многочисленных врагов, пытавшихся скомпрометировать его в глазах патриарха. Особые права, которые Никифор получил в качестве экзарха, были утверждены грамотой двух патриархов – Иеремии и Мелетия Александрийского.

В борьбу с унией экзарх Никифор первоначально вступил в Молдавии, организовав осуждение унии на Соборе в Яссах летом 1595 года, нарушив планы римо-католиков. В результате коварства Никифор был арестован и провел в заключении полгода. Откуда он благополучно бежал. И вместо возвращения в Константинополь, он вернулся в польские земли для защиты Православия от унии. Прибытие Никифора в Брест на Собор, куда он явился под покровительством князя Константина Острожского, имело решающее значение для дальнейшего развития событий. Архидиакон Никифор с его громадным опытом и умом сумел организовать православных и провести заседания православной стороны так, что решения православного Собора получили законную силу, а униаты были осуждены. Донесения в Рим папского нунция и приставленного к Никифору иезуита Петра Аркудия, свидетельствуют о растерянности, беспокойстве и ожесточении римо-католиков. Никифор, по их мнению, был очень опасен, подрывал авторитет короля, присвоил себе неподлежащую власть и т.д.

Сразу после Собора начались гонения на православных, но и в этих условиях Никифор продолжал вести себя независимо и смело. Никифор остался, продолжая организовывать сопротивление унии, рассылая послания, ободряя и убеждая малодушных. Он пребывал в землях князя Константина Острожского и преподавал в Острожской академии.

Вскоре Никифор был обвинен в шпионаже в пользу Турции. Никифор был привлечен к суду. Обвиняли Никифора не только в шпионаже, но и в других преступлениях, обеспечивающих ему смертную казнь: чернокнижие, убийство, прелюбодеяние с матерью султана, враждебные Польше действия в Молдавии. Никифор держался независимо и решительно отвел все обвинения. Суд закончился полным провалом обвинителей, однако Никифор на свободу выпущен не был.

Без всякого приговора он был отправлен в Мальборгский замок. Ходатайства греческих иерархов были проигнорированы польским правительством. Попытка защиты Никифора князем Константином Острожским не дала результата.

Через два года после процесса Никифор умер в заключении от голода. Смерть Никифора тщательно скрывалась поляками, но, тем не менее, в настоящее время обнаружено несколько документов, с достоверностью свидетельствующих о его насильственной смерти.

Экзарх Никифор – несомненный мученик, всю свою жизнь неустанно боровшийся за веру. В подвиге экзарха Никифора отсутствует какое-либо национальное пристрастие. Никифор – грек, однако ему одинаково были дороги и представители разных национальностей. Он сражался за Церковь осознавая, что она – сверхнациональна, в нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара.

А. Соколовский

Текст приводится по материалам сайта Борисовского благочиния: http://www.blagobor.by/article/saint/nikifor

149