Священноисповедник Владимир Хираско



21 декабря 2017

3

протоиерей Владимир Григорьевич Хираско

1874–1932

День памяти 24 января

Родился 11 января 1874 года в семье священнослужителя г. Подольска на Украине. После окончания Подольской Духовной Семинарии работал учителем церковно-приходских школ в Белоруссии. В 1899 году был рукоположен во иереи и назначен настоятелем церкви Вознесения Господня в с. Омельно Игуменского уезда (ныне Червенский район). В Омельно о. Владимир прослужил семь лет. Его пастырский талант с особой силой проявился в святом деле преподавания Закона Божьего. «За заслуги по церковно-школьному делу» в 1906 году он был награжден скуфьей. После Омельно о. Владимир в течение пяти лет служил в Свято-Георгиевской церкви с. Юревичи того же уезда. Когда в 1911 году его переводили в Минск, жители Юревич плакали и не хотели отпускать своего настоятеля.

В Минске о. Владимир стал настоятелем церкви иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте», действовавшей при училище слепых. Одновременно он преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях города, а также трудился в Минском Епархиальном Попечительстве о бедных духовного звания.

В неутомимой церковной работе протекала до революции жизнь о. Владимира. По характеру человек миролюбивый, отзывчивый и очень добрый, он особое внимание проявлял к слепым детям, которых обучал в училище истинам православной веры, стараясь укрепить в них дух бодрости и смирения.

После революции о. Владимир продолжал служить в Минске. Его дважды арестовывали в 1919 году, но оба раза отпускали.

Наиболее тяжелые испытания выпали на долю священника в конце 1925 года, когда из Минска был выслан митрополит Мелхиседек (Паевский). Отец Владимир хорошо знал владыку Мелхиседека и вместе с верующими пробовал облегчить его участь, обращался в различные инстанции с просьбой не высылать владыку. За это и пострадал.

Протоиерея Владимира Хираско арестовали 29 декабря 1925 года, предъявив ложное обвинение в связях с польским Генеральным Консульством. Матушка о. Владимира – Мария Титовна – осталась одна с пятью детьми несовершеннолетнего возраста. Она писала в ОГПУ с просьбой освободить мужа, но безрезультатно.

В заключении о. Владимир встретил Светлое Рождество Христово. Стараясь поддержать его, верующие направили ему несколько писем. Из них видно, какой любовью и уважением он пользовался у своих прихожан.

В одном из писем, отправленном о. Владимиру, находим такие слова: «Высокоуважаемый отец наш духовный Владимир! Поздравляем Вас с праздником Рождества Христова! Желаем Вам, дорогой наш пастрыь, всего того доброго, чего Вы желаете для нас. Кто Вас знает, – нигде, никогда, ничего дурного о Вас не говорил, только – хорошее и хорошее без конца. Но, несмотря на это, нашлись и такие люди, которые посчитали Вас преступником и уже арестовали Вас и посадили в тюрьму за ту святую правду, которой велел следовать Сам Иисус Христос. Разумеется, это уже давно известно, что ложь правду дико ненавидит. Так поступал в Вифлееме Ирод, избивший 14000 младенцев для того, чтобы уничтожить правду, а правда осталась жить и будет жить. Так и теперь поступают состоящие во власти квалифицированные безбожники... Они считают Иисуса Христа преступником, идут по стопам Ирода, Иуды-предателя и всех тех разбойников, которые убивали Христа... Дорогой, милый наш пастырь! В сегодняшний торжественный день Рождества Христова мы не в состоянии Вас видеть… как нам больно, как обидно, как невольно слезы льются из наших глаз за ваше незаслуженное страдание… остаемся искренне любящие Вас: Нина, Надежда, Евдоким, Петр, Павел, Валентина, Ипполит, Анна, Пелагея, Ольг и все наши семейства».

В другом письме читаем: «Дорогой отец Владимир! Поздравляем Вас с праздником Рождества Христова! Дай Бог Вам всего лучшего. Где Бог – там любовь, а где любовь – там счастье и радость во веки. Милый наш батюшка, Вас мучают за веру христианскую. Мы не можем ни спать, ни есть по случаю Вашего мучения.

С.К. с семейством».

И, наконец, в последнем такие слова: «С Рождеством Христовым! Вы в тюрьме страдаете за Христа, и Ваши страдания исполняют слова Христовы.

Ф. и В.».

Во время допросов о. Владимир категорически отказался назвать тех людей, которые обращались к нему с этими письмами, хотя, конечно, хорошо знал их. В декабре 1926 года его заставили покинуть Минск, и он был направлен в административную ссылку в г. Орел.

Почти три года о. Владимир провел в ссылке, в отрыве от горячо любимой семьи и своей паствы. Возвратившись из ссылки только весной 1929 года, он вновь стал служить при церкви иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте».

Вскоре его арестовали второй раз. Сигналом к аресту послужила анонимная статья-донос, напечатанная в газете «Рабочий» за 4 апреля 1929 года, в которой о. Владимира голословно обвиняли в контрреволюционной деятельности.

«В церквах железнодорожников и слепых попы ведут контрреволюционную агитацию», – писалось в ней, – «они устраивают там встречи и проводы врагов диктатуры пролетариата. Железнодорожники и рабочие Минского стеклозавода «Пролетарий» уже давно настойчиво требуют передачи этих церквей под клубы. Не пора ли выполнить эти законные и целесообразные требования минских рабочих? Мы твердо надеемся, что соответствующие органы примут во внимание все здесь рассказанное и сделают нужные выводы».

Такими словами оканчивался донос.

Содержащиеся в нем обвинения о. Владимир отверг. В своих показаниях рассказал о следующем: «В г. Минск из Орла я возвратился во вторник 12 марта... В первый раз богослужение совершил в субботу 17 марта. Никаких встреч и приветствий никто мне не устраивал. Я же сам обратился с приветствием к своим прихожанам, в котором говорил, что с радостью встречаюсь с ними и благодарю Бога за то, что неизбежные в жизни каждого человека горести и тяготы вера в Бога помогла мне перенести, и что эта вера может облегчить тяготы жизни каждого из христиан, и потому следует быть твердым в вере. На другой день, в воскресенье, мною была произнесена проповедь на тему о всепрощении... Эта тема была избрана потому, что тот воскресный день носит название «Прощеного воскресенья», когда православные готовятся получить прощение своих грехов в Таинстве покаяния... В среду на первой неделе Великого Поста перед причащением я говорил причастникам на тему: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», призывая верующих людей доброй жизнью дать возможность Господу вспомнить из их жизни хоть что-нибудь доброе. В двух последних моих речах, произнесенных мною 24 марта, никаких антисоветских или контрреволюционных лозунгов не было. В первой из них проводилась мысль о том, что торжество Православия заключается в доброй христианской жизни, во второй речи, сказанной на пассии, т.е. службе, посвященной воспоминанию страданий Христа, я говорил о том, что всякого рода страдания и лишения в жизни нужно переносить безропотно по примеру Христа. Заканчивая свои показания по поводу отмеченных в корреспонденции газеты «Рабочий» фактов, якобы свидетельствующих о моей контрреволюционной деятельности, я, собственно говоря, думаю, что никаких фактов в этой корреспонденции не имеется...»

Читая показания о. Владимира, нельзя не обратить внимание на то, насколько спокойно переносил он испытания, выпавшие на его долю. Ни одного слова ненависти к тем, кто его арестовал; ни одного гневного вздоха, только смирение и мир в душе, будто и не находился он в ссылке, не страдал. «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (К Римл. 12:14). В духе апостольских слов переносил наветы вражьи протоиерей Владимир Хираско. Между тем во время заключения в тюрьме у него резко ухудшилось зрение. Дважды о. Владимир обращался к тюремному начальству с просьбой прислать врача, но так и не получил никакого ответа.

Его выслали в Сибирь 29 июля 1929 года. За три года лагерной жизни он почти ослеп. В 1932 году о. Владимира освободили. Будучи тяжело больным, он умер спустя несколько месяцев.

Центральный Архив КГБ РБ. Следственные дела № 33935–с, № 32934–с.

Национальный Исторический Архив Беларуси.

Фонд 136. Опись 1. Дело 41154. Лл. 275–277.

Минские Епархиальные Ведомости. 1920. № 1. Лл. 17–25.

Текст приводится по изданию: «Жития священномучеников Минской епархии (1-я половина XX века)». Автор-составитель: клирик Свято-Духова кафедрального собора священник Федор Кривонос. Минск, 2002.

3