Святитель Кирилл, епископ Туровский (†1183)



Святитель Кирилл, епископ Туровский (†1183)

День памяти:
28 апреля/11 мая


Святой родился и вырос в Турове, в богатой семье. Точные даты его рождения и смерти не известны, предположительно время его жизни заключается между 1110–1190 годами. Еще в молодости Кирилл ушел в монастырь, отказавшись от обеспеченной жизни в миру и родительского наследства. Он принял монашеский постриг и священный сан и через некоторое время стал настоятелем одного из туровских монастырей, где попытался ввести более строгий Студийский устав монашеской жизни.

Вполне возможно, что эти попытки игумена вызвали недовольство братии, и в 1147 году Кирилл оставил настоятельство и ушел в затвор. Существует также предположение, что на уход Кирилла с настоятельства могли повлиять и церковно-политические события истории Древней Руси. В затворе, т.е. в полной изоляции от мира, святитель принял подвиг столпничества. Именно здесь он написал значительную часть своих произведений, поскольку никакие заботы не отвлекали его от любимого им богословского творчества.

В 1159 г. он по настоянию князя и народа был вынужден покинуть затвор, чтобы стать епископом Турова. Именно на поприще архиерейского служения стал широко известен «русский Златоуст». Его проповеди, слова, послания распространялись не только в Туровском княжестве, но и повсюду в Древней Руси. Его эрудиция и образованность были очень ярким явлением на небосклоне древнерусской мысли. В житии святителя сохранилось упоминание о посланиях, адресованных им святому князю Андрею Боголюбскому, который ранее занимал и туровский княжеский престол. Ни одно из них не сохранилось, но мы можем предположить, что тематика этих писем касалась непростых церковных и политических событий, происходивших вокруг Владимирского княжества в то время. Около 1177 года святитель Кирилл оставил кафедру и удалился в один из монастырей, где, очевидно, принял великую схиму и продолжал литературное творчество. Точное время смерти святителя Кирилла не известно. Очевидно, он скончался в 90-х годах XII века.

Святитель Кирилл, вероятно, единственный древнерусский автор, который оставил такой значительный объем литературных произведений. Целый ряд церковных исследователей, а также нецерковных специалистов новейшего времени – лингвистов, философов, культурологов, филологов – в разное время обращались к литературному творчеству туровского Златоуста, признавая его большую начитанность, огромную богословскую и церковно-историческую эрудицию. Но для того, чтобы полностью понять этого автора, необходимо спокойно признать всего лишь один непреложный факт. Святитель Кирилл – автор, в первую очередь, церковный, поэтому понять его произведения, его мировоззрение можно только обладая церковной культурой. Церковный исследователь, обратившись к произведениям святителя, достаточно быстро может определить стилистическое и лексическое тождество трудов святителя Кирилла с текстами Священного Писания, богослужебными текстами и внебогослужебными молитвословиями Православной Церкви, творениями отцов Церкви. Все это церковное наследие, которым жил святитель, осталось неизменным и сейчас. Вместе со Священным Писанием церковное богослужение и творения отцов Церкви составляют Предание Церкви. Общая укорененность в церковном Предании и богослужебной культуре автора и читателей является ключом к пониманию произведений автора, стихией, объединяющей первого и последних.

Среди произведений великого Туровлянина поучения монахам, толкования на Священное Писание (не сохранились), послания святому князю Андрею Боголюбскому (не сохранились), проповеди на Господские праздники и другие дни церковного года, молитвы к Господу и святым суточного и дневного круга, Покаянный канон Господу, поучения на различные темы.

Молитвенными подвигами монашеской жизни и столпничества он действительно собрал духовные колосья. Когда эта свеча духовного света была поставлена на епископскую кафедру, тогда хлеб духовный, собранный и испеченный за время напряженного внутреннего самосовершенствования, святитель предложил другим людям, исполнив этим одну из главных жизненных целей монаха: совершенствовать себя для других, стяжать духовные ценности для того, что поделиться с другими людьми. И ему было что раздавать, и он знал, как это делать.

Имя святителя Кирилла все чаще стало звучать на телевидении и радио, в печатных изданиях, книгах, в аудиториях университетов, на представительских научных форумах. Но самое большое внимание, которое мы можем уделить личности святителя Кирилла, – это подражание его жизни, его любви к Богу, его неравнодушию к происходящим вокруг него событиям, его вдохновению и желанию трудиться во славу Божию. Личность святителя – дивный пример сочетания самоотверженного духовного подвига и благоговейной любви к знанию и науке. Вот на что мы, как кажется, должны обратить внимание в первую очередь. Святитель Кирилл являет собой образ целостного христианина, идущего средним, царским, путем. Своей обширной ученостью он отрицает крайность невежества, а своим напряженным подвигом веры обличает духовную близорукость расслабленного грехом ума.

Восемь веков отделяют нас от времени жизни святителя Кирилла, но время и расстояние истончаются, когда вновь и вновь встречаемся с ним в богослужении, в Литургии, объединяемся во Христе, признаем святого Кирилла своим духовным вождем.


Текст приводится по материалам
Официального сайта Синодального паломнического отдела БПЦ


141